Ресурсы библиотеки
Статистика
Фонды библиотеки
Общий фонд:
303 869
Книжный фонд:
212 513
Электронные ресурсы:
19 758
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Новые поступления / 2019 год
Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2017 год: Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы и коллекционеры XVIII-XX веков в фондах и коллекциях Рукописного отдела Пушкинского Дома. Творческие и биографические материалы. Указатель / отв. ред. Т. С. Царькова, Е. П. Яковлева ; Ин-т рус. лит. РАН. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2018. – 687 с. : ил.

В книгу вошли сведения о художниках, скульпторах, архитекторах, событиях художественной жизни (выставках, обществах, публичных дискуссиях и изданиях), отложившихся в документах Рукописного отдела Пушкинского Дома, а также о связях писателей с изобразительным искусством и его деятелями. 4789 позиций – это не только описания единиц хранения, позиция может включать и большую семейную переписку, и представление всего личного фонда художника. Впервые так широко и в то же время фокусированно освещены творческие и биографические материалы художников, среди которых немало неатрибутированных документов, что намечает перспективы научных поисков и обретений.
Наряду с большим блоком справочных материалов включен традиционный раздел «Информация», в котором представлены фонды, прошедшие в последнее время научно-техническую обработку, и новые поступления в Рукописный отдел за 2015 год.
Издание адресовано в первую очередь искусствоведам и архивистам, а также всем, интересующимся русской культурой, в том числе биографикой и социологией
Житие Василия Нового в древнейшем славянском переводе. Т. I : Исследования. Тексты / изд. подгот. Т. В. Пентковская, Л. И. Щеголева, С. А. Иванов. – М. : ИД ЯСК, 2018. – 776 с. - (Памятники славяно-русской письменности. Новая серия).

Настоящий том содержит исследование и издание древнейшего славянского перевода Жития Василия Нового, предположительно выполненного в Древней Руси в конце XI в. Впервые публикуется наиболее ранняя сохранившаяся русская рукопись перевода, не входящая в комплект Великих Миней Четьих митрополита Макария. Впервые издается неизученный византийский кодекс 1328 г. из мона¬стыря Дионисиат на Афоне, наиболее близкий к церковнославянскому переводу и к первоначальной авторской версии Жития. Исследовательская часть включает описание языка и содержательных особенностей церковнославянского перевода и греческого оригинала, особенности которого сохраняет кодекс 1328 г. Опреде¬ляется место старшего перевода Жития в кругу древнерусских переводов домон¬гольского периода. Предлагается реконструкция особенностей первоначального текста Жития, к которому восходит публикуемый греческий текст из собрания монастыря Dionysiou и старший славянский перевод. Издание предназначено для филологов-русистов, палеославистов и византинистов, историков, искусствове¬дов и всех, интересующихся древнерусской книжностью и культурой.
Из истории русской переводной художественной литературы первой четверти XIX века : сб. статей и материалов / редкол.: В. Е. Багно [и др.] ; Ин-т рус. лит. РАН. – СПб. : Нестор-История, 2017. – 464 с.

Настоящий сборник продолжает «Историю русской переводной художественной литературы (Древняя Русь. XVIII век)», изданную в 1995–1996 гг. в Пушкинском Доме, и представляет материалы, относящиеся к первой четверти XIX в.
В статьях отражено восприятие в России этого периода испанской литературы, освоение немецкой и польской литератур в журнале «Вестник Европы» и изданиях Харьковского университета, прослеживается бытование в русской литературе произведений Ф. Петрарки, JI. Стерна, А. Коцебу, Т. Мура и трудов немецких философов, освещается переводческая деятельность П. И. Голенищева-Кутузова и И. М. Муравьева-Апостола, анализируется «сибирская тема» во французском «женском» романе. Кроме того, в сборнике публикуются неизданные переводы из Расина, Вольтера и Ламартина, а также ряд библиографических материалов.
История литературы Германии XX века. Т. 1 : 1880–1945. Кн. 2 : Литература Германии между 1918 и 1945 годами / отв. ред.-сост.: Т. В. Кудрявцева, В. Д. Седельник ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2018. – 984 с.

Вторая книга первого тома «Истории литературы Германии XX века» посвящена литературе времен Веймарской республики и Третьего рейха. В труде рассматрива¬ются основные проблемно-тематические и художественно-эстетические константы литературного процесса этих исторических периодов, а также исследуется содержательное и стилевое своеобразие основных течений, школ и групп, определявших кар¬тину литературного развития Германии того времени (модернизм, «новая деловитость», пролетарско-революционная литература, литература «консервативной революции», фёлькиш-национальная литература и др.) и находившихся в отношениях как взаимодополнительности, так и непримиримой оппозиции. Часть обзорных глав посвящена важ¬ным для той эпохи жанрам (радиопьеса, кабаре, детская литература и др.). Творчество писателей в монографических главах изучается в тесной связи с социокультурными реа¬лиями тех лет, с учетом генезиса и воздействия на последующие поколения литераторов. Исследование проводится с привлечением историко-литературного контекста родствен¬ных немецкоязычных литератур. Показаны генетические связи и типологические парал¬лели немецкой словесности с другими европейскими литературами. Труд предназначен для специалистов-филологов, а также для студентов и аспирантов, изучающих германи¬стику и историю зарубежной литературы.
Катаев, В. Б. К пониманию Чехова : статьи / В. Б. Катаев; Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2018. – 247 с.

В книге собраны статьи за последние 10–15 лет. В их основе лежат доклады и выступления на встречах исследова¬телей творчества Чехова в Чеховской комиссии Российской Академии на¬ук, музеях писателя в России и за рубе¬жом, университетах различных городов и стран.
Издание предназначено для литературоведов, писателей, аспирантов и студентов.
Константин Федин и его современники : из литературного наследия XX века. Кн. 2 / сост. И. Э. Кабанова ; отв. ред. Н. В. Корниенко ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2018. – 768 с. : ил.

Книга включает 513 писем из фондов Государственного музея К. А. Федина (Саратов) и из собраний крупнейших архивов страны: РГАЛИ, ИРЛИ РАН, ЦГАЛИ, РНБ, ГЛМ и др. Большая часть писем печатается впервые.
Публикуемые материалы, комментарии и аналитические статьи-обзоры воссоздают историко-литературную картину эпохи 1920–1960-х гг., творческие взаимоотношения писателей и деятелей культуры советского периода, по-новому освещают историю создания и бытования выдающихся произведений русской литературы XX в., историю создания и деятельности сообщества «Серапионовы братья», «Издательства писателей в Ленинграде», союзов писателей, в целом уточняют и обогащают представление о культурной жизни советской эпохи. Книга включает 76 уникальных иллюстраций.
Лебедев, Ю. В. Вехи жизни и творчества И. С. Тургенева / Ю. В. Лебедев; Костромской гос. ун-т. – Кострома : Изд-во КГУ, 2018. – 212 с. : ил.

В книге анализируются ключевые вехи творческого пути И. С. Тур¬генева. Научная новизна и актуальность предложенного автором подхода заключается в определении духовно-нравственного, православно-христианского подтекста в качестве связующей основы, организующей как содер¬жание, так и художественную форму произведений писателя.
Книга адресована студентам-филологам, нуждающимся ныне в усво¬ении многовекового культурного наследия России. Книга стремится при¬внести рождённые в XIX веке ценности национальной культуры в бытие современного общества, связать воедино исторически различные, но ду¬ховно взаимопроникающие эпохи.
Орлицкий, Ю. Б. Стих и проза в культуре Серебряного века : монография / Ю. Б. Орлицкий. – М. : ИД ЯСК, 2018. – 903 с. – (Studia philologica).

В монографии прослеживаются наиболее интересные и характерные художествен-ные явления, связанные со спецификой стиха и прозы Серебряного века, а также ин-дивидуальными стиховыми и прозаическими манерами отдельных авторов и особен-ностями появления и развития реальных форм взаимодействия стиховой и прозаиче¬ской культуры в их творчестве. Прежде всего, это разные формы стихоподобной прозы (метрической, строфической, миниатюрной и т. д.), свободный и гетероморфный стих и т. д.
Исследование опирается на широкий и разнообразный материал, накопленный автором. К анализу привлекается творчество как ведущих поэтов и прозаиков – символистов, акмеистов и футуристов, так и менее известных авторов, творчество которых представляется особенно важным в контексте развития интересующих автора явлений, в том числе и малоизвестных современному читателю и исследователю. К исследованию привлекаются также малоизвестные и архивные материалы, что обусловливают богатое цитирование произведений, многие из которых мало доступны читателю.
Последняя глава работы посвящена взаимодействию русского литературного ма-териала с иноязычными и инокультурными источниками и параллелями.
Плотникова, А. Г. Горький и кинематограф : монография / А. Г. Плотникова; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2018. – 336 с. : ил.

Книга «М. Горький и кинематограф» представляет собой исследование, находящееся на стыке нескольких дисциплин: литературоведения, киноведения и истории. Автор рассматривает роль кинематографа в судьбе М. Горького, его авторские сценарии, образ писателя в отечественном кино, а также экранизации XX–XXI веков, в основу которых были положены его произведения. Монография вводит в научный оборот множество документов, неизвестных ранее: варианты литературных и режиссёрских сценариев, воспоминания актёров, режиссёров, сценаристов, операторов, неопубликованные статьи, стенограммы, переписку и т. п. Привлечены материалы Архива А. М. Горького, Российского государственного архива литературы и искусства, Кабинета истории кино ВГИК, Российского архива кинофотодокументов. Важным дополнением к монографии является приложение, включающее документы Секции исторических картин, воспоминания Ю. А. Желябужского, В. Р. Гардина, А. М. Роома, А. А. Бегичевой.
Предназначается для специалистов филологов, историков, для преподавателей высших и средних учебных заведений, а также для широкого круга читателей.
Смирнов, В. Г. Международная деятельность академика М. А. Рыкачева : монография / В. Г. Смирнов. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2018. – 496 с. : ил.

Монография посвящена международной деятельности академика, генерала флота Миха¬ила Александровича Рыкачева (1840/1841–1919), директора Главной физической обсервато¬рии Императорской Академии наук (1895–1913), одного из создателей геофизической сети в России, основоположника службы погоды, организатора первой генеральной магнитной съемки страны, председателя Постоянной водомерной комиссии, исследовавшей навод¬нения, инициатора и организатора аэрологических наблюдений в России. В течение своей полувековой научной деятельности М. А. Рыкачев активно участвовал во многих междуна¬родных научных форумах, являлся членом Международного метеорологического комитета и ряда его комиссий, был председателем трех международных комиссий.
В монографии широко использованы архивные материалы, представлены уникальные документы и фотографии. Она будет полезна для историков науки, России и европейской культуры.
Киржаева, В. П. На повороте: Н. А. Ганц в русско-английском педагогическом пространстве 1920–1930-х годов : монография / В. П. Киржаева, О. Е. Осовский. – Пенза : Наука и Просвещение, 2018. – 236 с. : ил.

Монография посвящена личности и творчеству выдающегося педагога-компаративиста Н. А. Ганца. Авторы рассматривают биографию ученого, отдельные аспекты его научного наследия в контексте культурно-образовательной, педагогической, идеологической и социальной активности российского зарубежья, педагогических процессов, протекавших в России и Великобритании в 1920–1930-е гг. В монографии представлен широкий круг документов и материалов, до того остававшихся на периферии исследовательского интереса российских и зарубежных историков образования.
Книга адресована историкам образования и культуры российской эмиграции, педагогам и психологам, всем интересующимся проблемами российского зарубежья.
Ломакина, Т. Ю. Теория и практика развития исследовательских компетенций учителя : монография / Т. Ю. Ломакина, С. В. Дзюбенко. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. – 187 с.

В монографии рассматриваются теоретические вопросы и практика развития исследо¬вательских компетенций учителя в условиях общеобразовательной организации.
Разработанное нормативно-методическое обеспечение процесса развития иссле-довательских компетенций учителя в инновационной среде общеобразовательной организации может быть использовано в деятельности методических служб, а также в конструировании индивидуального образовательного маршрута учителя с целью мотивации его на исследовательскую деятельность.
Океанские сценарии "Грани-IX" : в помощь организаторам детского и молодежного досуга / ред. группа: О. В. Даманская, О. А. Яковлева, Е. А. Соколова. – Владивосток : ООО "Типография "Африка", 2017. – 300 с.

В сборнике представлены лучшие и интересные вожатские спектакли, отрядные дела, интеллектуальные игры, турниры, литературный праздник, форум-спектакль, разработанные и апробированные педагогическим коллективом ВДЦ «Океан».
Он подготовлен в помощь педагогам, вожатым ВДЦ «Океан» и других образовательно-оздоровительных учреждений при подготовке различных мероприятий, участниками которых являются не только взрослые, а самое главное – дети.
Развитие образовательной и научной деятельности как фактор экономического роста университетов. Проекты российских вузов / авт. кол.: Г. А. Агарков, Н. В. Андреева, С. А. Анисимов [и др.] ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М. : Изд-во РЭУ, 2018. – 330 с.

Представлены проекты, разработанные и реализуемые российскими университетами с целью обеспечения их экономического ро¬ста. Представленные кейсы обобщают наиболее эффективный опыт вузов по улучшению их экономического состояния, когда в качестве источника роста выбраны основные виды деятельности – образовательная и научная.
Предназначено для представителей менеджмента образовательных организаций и тех, кто интересуется проблемами развития высшего образования в России.
Издание подготовлено в рамках выполнения работы по организации общественно-значимого мероприятия в сфере образования, науки и молодежной политики в целях проведения обучающих семинаров, направленных на развитие компетенций работников образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, в финансовой сфере.
Повышение финансовой устойчивости университетов. Проекты российских вузов / авт. кол.: И. В. Абрамова, Т. С. Абрамович, Г. А. Агарков [и др.] ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М. : Изд-во РЭУ, 2018. – 211 с.

Представлены проекты, разработанные и реализуемые россий¬скими университетами с целью повышения финансовой устойчиво¬сти образовательных организаций. Проекты направлены на совер¬шенствование финансово-хозяйственной деятельности университе¬тов и внедрение в их практику организационно-управленческих инноваций.
Издание подготовлено в рамках выполнения работы по органи¬зации общественно значимого мероприятия в сфере образования, науки и молодежной политики в целях проведения обучающих се¬минаров, направленных на развитие компетенций работников об¬разовательных организаций высшего образования, подведомствен¬ных Минобрнауки России, в финансовой сфере.
Для представителей менеджмента образовательных организа¬ций и тех, кто интересуется проблемами развития высшего образо¬вания в России.