Ресурсы библиотеки
Статистика
Фонды библиотеки
Общий фонд:
620 036
Книжный фонд:
440 203
Электронные ресурсы:
93 936
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Новые поступления / 2018 год / II квартал / Искусство. Искусствознание
Боровская, Н. Ф. Очерки по истории христианского искусства / Н. Ф. Боровская. – М. : БуксМАрт, 2017. – 176 с. : ил.

Книга посвящена сложному и многоплановому явлению с многовековой исто¬рией – христианскому искусству, представленному в форме серии очерков. Феномен христианского художественного образа сопровождает любого относя¬щегося к европейской культуре человека, вне зависимости от конфессиональной принадлежности и глубины познаний в истории искусства. Автор предлагает увидеть в произведениях, созданных мастерами разных эпох на библейские сюжеты, более глубокие, нежели иллюстрирование священных текстов, смыслы – постижение духовных, моральных и эстетических вопросов.
Голынец, С. В. Лев Самойлович Бакст. Графика. Живопись. Театр / С. В. Голынец. – М. : БуксМАрт, 2017. – 408 с. : ил.

Книга посвящена творчеству Льва Самойловича Бакста (1866–1924), живописца, графика, мастера театрально-декорационного искусства, дизайнера одежды, выдающегося художника Серебряного века, участника объединения «Мир искусства», одного из главных героев Русских сезонов, потрясших художественный мир Западной Европы и Америки.
В монографии, основанной на тщательном изучении отечественной и зарубежной искусствоведческой и мемуарной лите¬ратуры, рукописных материалов, наследие Бакста анализируется в контексте мирового искусства, его стилистической эволюции.
Даен, М. Е. Академик живописи портретной и исторической Платон Семенович Тюрин : монография / М. Е. Даен. – Вологда : Древности Севера, 2017. – 215 с. : ил.

Книга представляет собой подробное исследование творчества и биографии русского художника XIX века – академика Платона Семёновича Тюрина.
На материалах архивных документов, предметах музейных коллекций, воспоминаниях автора, Миры Евсеевны Даен, о необычных встречах и находках в ходе сорокалетней исследовательской деятельности раскрываются основные вехи жизни художника.
Книга будет интересна исследователям-искусствоведам, культурологам, историкам, музейным сотруд¬никам и тем, кто интересуется историей живописи, монументальных памятников.
Зайцева, Т. А. М. А. Балакирев: Путь в будущее / Т. А. Зайцева. – СПб. : Композитор, 2017. – 752 с. : ил.

В книге впервые объектом специального исследования стал поздний период жизни и творчества (1883–1910) великого русского композитора, дирижера, пианиста, главы нового направления в музыкальном искусстве М. А. Балакирева. Опора на документальные источники позволила развеять многие мифы, связанные с главой «Могучей кучки». В результате этот важнейший, итоговый этап в деятель¬ности мастера предстает как равновеликий славной эпохе «могучих» 1860-х. Здесь публикуется целый ряд неизвестных рукописей, иконографических материалов Балакирева. Книга адресована как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой России.
Игошев, В. В. Строгановское художественное серебро XVI–XVII веков / В. В. Игошев. – М. : БуксМАрт, 2017. – 400 с. : ил.

Монография доктора искусствоведения В. В. Игошева «Строгановское художественное серебро XVI–XVII веков» посвящена комплексному исследованию и атрибуции заме¬чательных памятников серебряного дела, изготовленных по заказам именитых людей Строгановых. В книге впервые приводятся сведения о создании именитыми людьми в своей родовой вотчине Сольвычегодске ювелирных мастерских, анализируются особенности стиля, техники и технологии изготовления строгановских серебряных изделий. Произведения строгановских серебряников являются своеобраз¬ным «сплавом» различных стилей и техник работ московских, новгородских, псковских, ростовских и ярославских мастеров второй половины XVI – середины XVII века. Строга-новы задавали определенную иконографическую программу для вкладных произведений и указывали своим мастерам на лучшие образцы, которым необходимо следовать. Поэтому не случайно все произведения, изготовленные в сольвычегодских мастерских, объединены очень органичным и ярким художественным стилем, который можно назвать «строгановский».
Искусство скульптуры в XX–XXI веках: мастера, тенденции, проблемы : коллективная монография / ред.-сост. О. В. Калугина ; отв. ред. М. А. Бусев. – М. : БуксМАрт, 2017. – 632 с. : ил.

Книга является коллективным исследованием, специально посвященным развитию искус¬ства скульптуры в XX–XXI веках. Авторы анализируют широкий круг вопросов истории отечест¬венной и зарубежной пластики прошедшего столетия: истоки скульптуры Новейшего времени, этапы и тенденции ее развития; творчество ряда ведущих мастеров XX столетия; новые принци¬пы пластического мышления; новые материалы и технологии; взаимодействие скульптуры с дру¬гими видами искусства; формы бытования произведений современной пластики, их взаимо¬отношения с городской средой и зрителем; проблемы экспонирования скульптуры Новейшего времени, методологические проблемы ее изучения.
Конышева, Е. В. Европейские архитекторы в советском градостроительстве эпохи первых пятилеток : документы и материалы / Е. В. Конышева. – М. : БуксМАрт, 2017. – 360 с. : ил.

В книге представлен анализ деятельности европейских архитекторов в советском градостроительстве 1930-х гг. Исследование основано на широком пласте документов: проектных материалов, служебных документов, писем, статей и докладов. Эти документ составляют отдельную часть издания, и большинство из них публикуется впервые. Документы сопровождены справочными материалами, в том числе данными о европейских архитекторах, работавших в советских проектных организациях.
Книга предназначена для искусствоведов, историков, архитекторов и всех интересующих историей советской архитектуры и эпохой сталинизма
Маркина, Л. А. Живописец Михаил Скотти / Л. А. Маркина. – М. : Памятники ист. мысли, 2017. – 383 с. : ил.

Книга о М. Скотти – увлекательная и научно выверенная первая монография о живописце, имя которого малоизвестно. Впервые на основе источников, почерпнутых в российских архивах, музеях и частных собраниях, рекон¬струирована творческая биография мастера, составлен каталог его про¬изведений. Художник оставил обширное эпистолярное наследие, которое впервые публикуется на страницах этой книги. Письма М. Скотти не только раскрывают его богатый внутренний мир, но и служат источником важных исторических событий и фактов, свидетелем которых был художник.
Книга снабжена обширным справочным аппаратом. Она адресована специ¬алистам и всем, кто интересуется проблемами русско-итальянских художе¬ственных связей.
Моисеева, С. В. Русские кистью современников: Портретная живопись конца XVI – первой половины XVIII века в собраниях Европы и России : монография / С. В. Моисеева. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2017. – 304 с. : ил.

Монография «Русские кистью современников…» посвящена изображениям русских людей, созданным европейскими и русскими живописцами этого периода. В первую очередь – это портреты русских дипломатов. В период пребывания послов в Регенсбурге, Лондоне, Флоренции, Мадриде и Париже или после отъезда посольств лучшими художниками, чаще всего придворными живописцами, были созданы живописные и гравированные изображения, которые находятся сейчас в крупнейших музеях Европы и России и справедливо входят в число шедевров мирового изобразительного искусства. Публикуются новые сведения и о портретах «Преображенской» серии: отдельный материал посвящен знаменитому портрету «Андрея Бесящего».
Авторский текст дополнен Приложениями – документами и источниками XVII–XIX столетий. В Приложениях воспроизведены оригинальные авторские примечания.
Морозова, О. В. Монументально-декоративная живопись музейного назначения. Новый Эрмитаж, Российский Исторический музей, Музей изящных искусств / О. В. Морозова. – М. : БуксМАрт, 2017. – 352 с. : ил.

В монументально-декоративной живописи музейного назначения тесно переплетается научное и художественное, она представляет собой род художественно-документального творчества, оставаясь на сегодняшний день наименее изученной сферой художественной культуры 30 – 90-х гг. XIX века. Программы живописного оформления трех крупнейших музеев России XIX века – Нового Эрмитажа (1840–1852) в Санкт-Петербурге, Исто¬рического музея (1872–1883) и Музея изящных искусств (1898–1912) в Москве – рас¬сматриваются в исторической последовательности, с точки зрения эволюции принципов живописного оформления, от этапа к этапу в связи с изменениями господствующих взглядов как в области искусства, так и гуманитарных наук, что дает возможность выявить преемственность и взаимосвязь между ними, восполняет в какой-то мере пробел в иссле¬довании художественных проблем эпохи эклектики, а также позволяет проследить вклад лучших художественных сил страны: П. М. Шамшина, П. В. Басина, И. К. Айвазовского, Г. И. Семирадского, В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, В. А. Серова, А. Я. Головина и многих других в разработку стилистики монументально-декоративной живописи музейного на¬значения эпохи эклектики и частично модерна.
Исследование базируется прежде всего на архивных документах, переписке, эскизах неосуществленных проектов.
Пивень, М. Г. Античные образы в декоративной живописи кватроченто. Герои, триумфы, любовь и метаморфозы / М. Г. Пивень. – М. : БуксМАрт, 2017. - 256 с. : ил.

Декоративные росписи в жилых интерьерах кватроченто представляют важный этап утвер¬ждения античных сюжетов в итальянской живописи. В предлагаемой монографии освещены общие принципы убранства жилого интерьера Раннего Возрождения, характер художествен¬ного оформления свадебных сундуков (cassoni), подносов рожениц (deschi daparto) и декоратив¬ных настенных панно (spalliere).
Произведения даны автором в широком художественном контексте, с учетом жанровой специ¬фики декоративной живописи этого времени и общих тенденций развития искусства и миро¬воззрения эпохи. Отдельные разделы книги посвящены рассмотрению наиболее популярных в Италии образов и топосов – аллегорических композиций на тему любви, фигур мифологиче¬ских героев и легендарных исторических лиц Античности. Книга может представлять интерес не только для специалистов гуманитарного профиля, но и для широкого круга читателей.
Пивоварова, Н. В. Старообрядческая икона в историко-культурном контексте XVIII – начала XX века: Опыт систематического анализа / Н. В. Пивоварова. – М. : БуксМАрт, 2017. – 456 с. : ил.

Исследование посвящено старообрядческой иконе как историко-культурному феномену. Основное внимание уделено последствиям правительственных мероприятий по закры¬тию старообрядческих молитвенных домов и конфискации их имущества. На основе ар¬хивных документов автор прослеживает пути миграции старообрядческого конфиската и анализирует иконы, сохранившиеся до наших дней. Рассмотрен вопрос об устройстве и внутреннем убранстве моленных, выявлены особенности оформления интерьеров бес¬поповских и поповских моленных, установлен сюжетный репертуар икон.
Книга предназначена для историков, культурологов, искусствоведов и всех интересующихся проблемами социальной и культурной жизни старообрядческих сообществ и религиозных центров.
Поленова, И. В. Николай Александрович Ярошенко. Письма. Документы. Современники о художнике / И. В. Поленова. – М. : БуксМАрт, 2017. – 296 с. : ил.

В книге представлены наиболее известные работы Н. А. Ярошенко, его письма и свидетель¬ства современников, которые оживают перед нами благодаря кропотливому труду И. В. Поленовой, посвятившей свою жизнь изучению творчества Николая Александровича Ярошенко.
Для широкого круга читателей.
Степанова, С. С. Рим – русская мастерская. 1830–1850 годы / С. С. Степанова, А. А. Погодина. – М. : БуксМАрт, 2017. – 454 с. : ил.

Книга посвящена творческой и социальной проблематике взаимодействия оте-чественной культуры с Европейским центром искусств. Она обобщает много¬летний исследовательский опыт авторов по изучению биографий русских художников первой половины XIX века, связанных с Италией. В очерках, собран¬ных в тематические главы, живая конкретика творческих судеб и ситуаций, вос¬созданная по архивным и литературным источникам, выявляет детали общей картины художественной среды и соотносится с культурными процессами вре¬мени. Обширность и пестрота задействованного материала побуждает соот¬нести предлагаемые факты, события и документальные свидетельства с другими, ранее известными или по-иному осмысленными сведениями, относящимися к русской колонии в Риме, чья история вызывает неизменный интерес профес¬сионалов и любителей искусства.
Чинякова, Г. П. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI–XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись / Г. П. Чинякова, еп. Николай (Погребняк), А. В. Гамлицкий. – М. : БуксМАрт, 2017. – 375 с. : ил.

Издание представляет читателю результаты исследований в области русской иконографии Апокалипсиса, очень сложной и обширной темы, впервые затронутой в конце XIX столетия Ф. И. Буслаевым. Автор доказывает факт знакомства русских художников с немецкой печатной графикой, что отразилось даже на самых ранних произведениях, которые традиционно считали опирающимися на византийскую традицию. Проблема образцов русского лицевого Апокалипсиса освещена в первой части повествования, а конкретные мотивы с указанием их происхождения рассмотрены в особом разделе, где подробно рассматриваются иллюстрации к каждой из 72 глав толкового Апокалипсиса на примере двух рукописей XVI в., самых ранних сохранившихся русских иллюстрированных манускриптов Откровения. В издание входят также статьи об иконографии Второго Пришествия и Страшного суда и западноевропейских источниках древнерусских Апокалипсисов в контексте развития отечественного искусства XVI-XVII вв. Завершает издание помещенная в виде приложения статья-рецензия Н. П. Кондакова на исследование Ф. И. Буслаева о русском лицевом Апокалипсисе.
Книга адресована искусствоведам, историкам и широкому кругу лиц, интересующихся русской историей и духовной культурой.