Ресурсы библиотеки
Статистика
Фонды библиотеки
Общий фонд:
303 869
Книжный фонд:
212 513
Электронные ресурсы:
19 758
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Новые поступления / 2021 год / I квартал / Философские науки
Аронсон, Д. О. Сделки разума : конституция кантовской философии права /

Д. О. Аронсон; Институт философии РАН. – Москва : Издательский Дом ЯСК, 2020. – 240 с. – ISBN 978-5-907290-29-7. – Текст : непосредственный.


В монографии философия права Иммануила Канта исследуется в контексте юридической логики кантовского мышления как такового. Различие между вопросом о факте (quid facti) и вопросом о праве (quid facti) quid juris связано со статусом философского знания как трансцендентального. Поскольку категории рассудка не применимы к самим себе, трансцендентальное познание не может быть объяснено в познавательных терминах, но должно рассматриваться юридически. Поэтому понимание кантовского критического проекта требует внимательного погружения в то, как внутри этой философии отрефлексировано право. Посредством экскурса в понятия фактума (глава I), постулата (II), свободы (III), права вообще (IV) и, наконец, частного и публичного права (V) монография развертывает самообосновывающую логику кантовского юридического разума. Наконец, глава VI освещает существующие точки зрения на вопрос об основаниях кантовского учения о праве, чтобы заострить особенность авторской позиции. Право не является ни производным от категорического императива, ни изолированным от него, оно есть другое, наряду с ним, выражение значимости, которую придает практической жизни существо, сознающее свою разумность.

Гоготишвили, Л. А. Лестница Иакова : архитектоника лингвофилософского пространства /

Л. А. Гоготишвили ; составитель, автор вступительной статьи и примечания И. Н. Фридман ; ответственный редактор С. В. Федотова ; редактор С. О. Савчук ; Институт философии РАН. – Москва : Издательский Дом ЯСК, 2020. – 616 с. – ISBN 978-5-907290-35-8 – Текст : непосредственный.


В книгу Людмилы Арчиловны Гоготишвили (1954–2018) включены работы, написанные после выхода в свет ее известной книги «Непрямое говорение» (2006). Настоящее издание имеет двухчастную структуру: «Подразумевание» и «Дискурс адеквации». Первая часть является органическим продолжением предыдущей книги, в которой разработаны основы новой лингвофилософской дисциплины – феноменологии непрямого говорения. Вторая – объединяет работы о русских мыслителях первой трети XX века лингвофилософского склада.

Книга предназначена для философов, филологов, широкого круга читателей.

Лосев, А. Ф. Диалектика мифа : дополнение к "Диалектике мифа" /

А. Ф. Лосев. – Москва : Издательский Дом ЯСК, 2021. – 696 с. – ISBN 978-5-907290-38-9 – Текст : непосредственный.


В представляемом научном труде впервые в максимально полном на настоящий момент объеме реконструируется авторский замысел знаменитой книги А. Ф. Лосева «Диалектика мифа», уничтоженной по распоряжению властей и ставшей поводом для ареста мыслителя в 1930 г. Реконструкция делается на основе выявленных в 2001–2018 гг. в различных архивах неизвестных прежде фрагментов так называемого «Дополнения к “Диалектике мифа”», считавшегося утраченным и составляющего, как теперь очевидно, единый комплекс с текстом «Диалектики мифа», его вторую часть. Новое, расширенное издание труда, ставшего уже философской классикой, потребовало сквозной сверки текста по сохранившемуся в РГБ экземпляру книги.

Паткуль, А. Б. Идея философии как науки о бытии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера /

А. Б. Паткуль. – Санкт-Петербург : Наука, 2020. – 810 с. – ISBN 978-5-02-040333-8 – Текст : непосредственный.


В книге кандидата философских наук, доцента кафедры философии науки и техники Санкт-Петербургского государственного университета А. Б. Паткуля на примере фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера (1889–1976) дается экспозиция вопроса о возможности философии как науки согласно собственно философскому понятию научности. С этой целью реконструируется хайдеггеровское понимание предмета, метода, хода осуществления научной философии, а также ее возможной архитектоники. Особое внимание уделяется экзистентной значимости философии как науки для человека и историчности как существенному моменту систематического целого философской науки.

Книга адресована специалистам в области онтологии и теории познания, истории немецкой философии, философии науки, всем тем, кому интересна специфика философского мышления.

Смирнов, А. В. Логика смысла как философия сознания : приглашение к размышлению /

А. В. Смирнов. – Москва : Издательский Дом ЯСК, 2021. – 448 с. – ISBN 978-5-907290-42-6 – Текст : непосредственный.


Необходимость логики смысла как философии сознания вытекает из требований картезианского принципа радикального сомнения. Логика смысла отвечает на вопрос о том, как возможно утверждение cogito ergo sum, и обосновывает необходимость другого утверждения – cogito ergo ago. Сознание рассмотрено как деятельность смыслополагания. Введены понятия субстанциальной и процессуальной логик. Возможность процессуальной логики обоснована теоретически, показано её разворачивание на конкретном материале арабо-мусульманской культуры (язык, теоретическое мышление, включая формальное доказательство, система категорий, мировоззрение, этика, эстетика). Освещены методологические вопросы историко-философской компаративистики, встающие в тех случаях, когда изучаемая культура отличается не только содержательно, но и логически. Намечена типология логик смысла. Предложено понимание логики всесубъектности как логики смыслополагания, характерной для России, показана её связь с категорией «всечеловеческое» в её отличии от категории «общечеловеческое». Показаны следствия положения о многологичности разума для дискуссий на тему цивилизационного будущего человечества: коль скоро разум многологичен, а не монологичен, представление о некой единой, идеальной модели общественного устройства, годной для всех, теряет свою обоснованность. Книга служит приглашением к разработке логики смысла как пути выполнения картезианской «программы cogito».