Ресурсы библиотеки
Статистика
Фонды библиотеки
Общий фонд:
303 869
Книжный фонд:
212 513
Электронные ресурсы:
19 758
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Новые поступления / 2019 год / II квартал / Искусство. Искусствознание
Бирюкова, М. В. Философия кураторства / М. В. Бирюкова. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2018. – 336 с.

В книге наглядно продемонстрирована эволюция кураторской практики на основе связи культур-философских концептов современности и выставочных проектов. Наиболее значительные проекты (X. Зеемана, К. Кёнига, Б. Брока, Х.-У. Обриста, В. Сандберга, Дж. Челанта) рассматриваются как в контексте теоретических воззрений кураторов, так и по аналогии с современными им теориями в области философии культуры: идеей «де-артинга» Т. Адорно, «смерти автора» Р. Барта, «смерти искусства» и «художественного мира» А. Данто, институциональной теории Дж. Дики и А. Данто, идеи гипотетических музеев А. Мальро и X. Зеемана, идеи «культурной медиации» и «говорящего изображения» Б. Брока, «открытого произведения» У. Эко, идеи симулякра, разработанной Ж. Делёзом, Ж. Деррида и Ж. Бодрийяром и др.
Издание предназначено для всех, кто интересуется проблемами современной культуры
Бондаренко, И. Е. Записки художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления. Кн. 1 / И. Е. Бондаренко ; сост.: Л. Н. Бодрова, А. Л. Евстигнеева : под ред. М. В. Нащокиной. – М. : Прогресс-Традиция, 2018. – 576 с. : ил.

Автор мемуаров – Илья Евграфович Бондаренко (1870–1947) – видный московский архитектор, выходец из провинции, создатель нескольких старообрядче¬ских храмов в Москве и Подмосковье, внесший вклад в формирование неорусско¬го стиля. Большая часть его воспоминаний посвящена жизни в дореволюционной России: описаны быт и нравы купеческой Уфы и Москвы, учеба в Московском учи¬лище живописи, ваяния и зодчества и Цюрихском Политехникуме; отдельные гла¬вы посвящены театральной, музейной, музыкальной и выставочной деятельности в России конца XIX – начала XX века, жизни московских меценатов, коллекционе¬ров, библиофилов, старообрядцев, вопросам московской архитектуры. Значитель¬ная часть текста содержит заметки автора о путешествиях в европейские страны. Советскому периоду своей жизни зодчий посвятил лишь одну – последнюю главу. Благодаря яркому литературному дарованию И. Е. Бондаренко создал образ своего времени, насыщенный множеством достоверных деталей, что делает его труд цен¬ным историческим источником по истории и культуре России 1870-1920-х гг.
Мемуары состоят из 30 глав, каждая из которых имеет авторский заголовок; публикацию дополняют предисловие и вступительная аналитическая статья, примечания и развернутый именной указатель. Текст мемуаров сопровождается многочислен¬ными иллюстрациями из фондов РГАЛИ и собрания открыток М. В. Нащокиной.
Бондаренко, И. Е. Записки художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления. Кн. 2 / И. Е. Бондаренко; сост.: Л. Н. Бодрова, А. Л. Евстигнеева ; под ред. М. В. Нащокиной. – М. : Прогресс-Традиция, 2018. – 712 с. : ил.

Автор мемуаров – Илья Евграфович Бондаренко (1870–1947) – видный мос¬ковский архитектор, выходец из провинции, создатель нескольких старообрядче¬ских храмов в Москве и Подмосковье, внесший вклад в формирование неорусского стиля. Большая часть его воспоминаний посвящена жизни в дореволюционной Рос¬сии: описаны быт и нравы купеческой Уфы и Москвы, учеба в Московском учили¬ще живописи, ваяния и зодчества и Цюрихском Политехникуме; отдельные главы посвящены театральной, музейной, музыкальной и выставочной деятельности в России конца XIX – начала XX века, жизни московских меценатов, коллекционеров, библиофилов, старообрядцев, вопросам московской архитектуры. Значительная часть текста содержит заметки автора о путешествиях в европейские страны. Совет¬скому периоду своей жизни зодчий посвятил лишь одну, последнюю, главу. Благода¬ря яркому литературному дарованию И. Е. Бондаренко создал образ своего времени, насыщенный множеством достоверных деталей, что делает его труд ценным истори¬ческим источником по истории и культуре России 1870–1920-х гг.
Мемуары состоят из 30 глав, каждая из которых имеет авторский заголовок; публикацию дополняют предисловие и вступительная аналитическая статья, примечания и развернутый именной указатель. Текст мемуаров сопровождается многочислен¬ными иллюстрациями из фондов РГАЛИ и собрания открыток М. В. Нащокиной.
Ефимов, А. В. Архитектурная колористика и пластические искусства : монография / А. В. Ефимов, Н. Г. Панова. – М. : БуксМАрт, 2018. – 424 с. : ил.

Книга представляет оригинальный методически выстроенный авторский труд, дающий исчерпывающее представление о цветовом феномене как явлении мировой художественной культуры. Авторами рассматривается многогранная роль цвета в создании комфортной, художественно выразительной архитектурной среды города. Опыт колористической реконструкции городов мира в конце 20-го века позволил сформулировать концепцию функционально обоснованной, информативной, эстетически полноценной колористической среды города и предложить методологию ее проектирования. Представлены содержание и последовательность проектных стадий формирования колористики города, проведен анализ цветовых решений конкретных фрагментов архитектурной среды.
Предложено понятие «колористической культуры» в связи с зарождением науки о цвете, позволяющей развивать методы цветовой гармонизации и колористического формообразования в пластических искусствах и архитектурном творчестве. На примере мировых художественных течений 20 – начала 21-го века прослеживается движение к художественной абстракции в живописи и затем в скульптуре, ставшей основой архитектурного формообразования. Впервые раскрывается влияние последовательности мировых художественных течений на появление, развитие и трансформацию различных стилевых направлений архитектуры.
Монография адресована архитекторам, дизайнерам, специалистам в области градостроительства, а также художникам и искусствоведам. Книга полезна также студентам архитектурных, дизайнерских и художественных вузов. Издание содержит обширный иллюстративный материал.
Зайцева, Л. А. Экранный образ времени оттепели (60–80-е годы) : монография / Л. А. Зайцева ; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). – М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. – 340 с.

Книга, написанная ярким, образным языком, содержит многогранную ин-формацию о пути кинематографа длиною в двадцать лет. Глубокий анализ фильмов этого периода представляет интерес как для широкого круга читателей, так и для профессионалов: кинематографистов, литературоведов, театроведов, особенно сту¬дентов, обучающихся на факультетах гуманитарного профиля.
Иогансон, Б. И. Московский союз художников. Взгляд из XXI века. Кн. 1 / Б. И. Иогансон. – М. : БуксМАрт, 2018. – 296 с. : ил.

В книге рассматриваются особенности художественной жизни в один из важнейших периодов развития советского изобразительного искусства, охватывающий 1932–1962 годы, через призму тридцатилетней истории Московского союза художников (МОСХ). Показана внутренняя расстановка художественных сил после объединения различных художественных гpyппировок в единый Союз. Прослежено взаимоотношение МОСХа с властными структурами в различные периоды его существования и показаны методы осуществления культурной политики власти и ее изменения на протяжении 30 лет существования МОСХа. Затронуты проблемы внутренних глубинных автономных процессов в художественной среде и ее реакции на культурную политику власти. В целом представлена широкая картина художественной жизни страны в исследуемый период, ознаменовавшийся созданием мощного корпуса советского изобразительного искусства.
Коновалова, Н. А. Современная архитектура Японии: традиции восприятия пространства / Н. А. Коновалова ; Науч.-исслед. ин-т теории и ист. архитектуры и градостроительства. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. – 260 с. : ил.

Япония отличается особым отношением к традиционным ценностям своей культуры. Понима¬ние механизмов актуализации и развития традиций, которыми пользуется Япония, может открыть новые способы сохранения устойчивости культуры, что становится в настоящее время все более акту¬альной проблемой для многих стран мира. В качестве центральных категорий, составляющих основу пространственного восприятия архитектуры в Японии, выделяется триада: пустота, промежуток, тень. Эти категории можно считать инвариантами культуры этой страны, т. к. устойчивость их применения прослеживается не только в Средние века, но и в Новейшее время. Современная архитектура Японии демонстрирует свою связь с традицией не столько формальными методами, сколько на более глубоком уровне –основных схем восприятия художественного произведения, его смысловых и эстетических составляющих. Крупнейшие современные архитекторы, создавая свои произведения, стремятся сохранять ощущение пространства, исторически воспитанное культурой Японии.
Книга предназначена архитекторам, искусствоведам, а также всем интересующимся культурой Японии.
Позднесоветское искусство России. Проблемы художественного творчества : коллективная монография / сост. и отв. ред. А. Н. Иньшаков. – М. : БуксМАрт, 2018. – 480 с. : ил.

Издание представляет собой коллективную монографию, созданную на основе иссле¬дования и анализа художественной жизни в СССР позднесоветского времени (1960-1991 го¬дов).
В книге рассматривается несколько важных и интересных аспектов искусства этого времени: официальная и неофициальная линии в изобразительном искусстве; проблемы художественного творчества; искусство в СССР в контексте мирового художественного про¬цесса; художественное творчество в СССР как объект эстетического анализа; летопись со¬бытий.
Издание рассчитано как на специалистов, так и на читателей, интересующихся совет¬ским искусством 60-80-х годов. Книга содержит большое количество цветных и черно-белых иллюстраций, в том числе уникальных фотодокументов и впервые публикуемых репродукций работ позднесоветского периода.
Померанцева, Н. А. Феномен канона в искусстве Древнего Египта / Н. А. Померанцева. – М. : БуксМАрт, 2018. – 320 с. : ил.

Монография представляет собой научную разра¬ботку проблемы канона в историко-философском теоретическом и практическом осмыслении. Исследование основано на терминологическом понятии слова «канон», восходящего к значениям «закон, норматив, правило». С этих позиций анализиру¬ются истоки становления канона, сформировавшегося в практике работы мастеров. Философской базой канона являлся образно-мифологический строй мировоззрения древних египтян.
В работе подробно исследованы основные канонические типы древнеегипетских статуй и рельефов. Особый раздел посвящен архитектуре заупокойных храмов, поставлена проблема модульной структуры отдельных элементов храмового ком¬плекса – пилонов, гипостильных залов, святилищ. Специальная глава посвящена ритуальной сущности древнеегипетского портрета с раннего этапа его возникно¬вения до эллинистического периода. В связи с этим в монографии рассматривается проблема передачи портретного сходства и приемов художественного обобщения. Специально выделены и классифицированы портреты с точки зрения отражения в них портретно узнаваемых черт. Весь материал изложен в соответствии с историко¬-хронологическими этапами развития древнеегипетского искусства.
Селиванова, А. Н. Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР : монография / А. Н. Селиванова. – М. : БуксМАрт, 2018. – 320 с. : ил.

В книге историка архитектуры А. Н. Селивановой показана трансформация советской архитектуры в 1930-е годы, в период перехода от концепций авангарда к новой стилистике и идеологии, сформулированной партийным руководством СССР. Советская архитектурная практика анализируется в контексте архитектуры ар деко, популярной в странах Запада, и неотрывно от архитектурной теории этого периода. Особо рассматриваются творческие методы советских архитекторов – и развивавшихся в новых условиях, и, напротив, отвергавших аналитический инструментарий эпохи авангарда. Исследование основано на анализе теоретических текстов, материалов дискуссий, опубликованных в советской прессе, и многочисленных архивных материалов, ранее не публиковавшихся. Книга проиллюстрирована проектами и фотографиями постконструктивистских зданий, построенных на территории СССР.
Монография будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся историей, культурой и искусством СССР, а также специалистам – искусствоведам, историкам архитектуры, культурологам.
Чичварина, О. Г. Экспериментальный парадокс Евгения Кибрика. Неизвестные аспекты творчества художника : монография / О. Г. Чичварина; вступ. ст. В. П. Сысоева. – М. : Светалина, 2018. – 576 с. : ил.

Монография искусствоведа Ольги Чичвариной представляет исследование творчества Е. А. Кибрика –  выдающегося художника, иллюстратора, чьё имя по праву вписано в золотой фонд советской книжной и станковой графики. В книге представлены как известные графические листы и иллюстрации, так и множество уникальных экспонатов от ранних работ до произведений последних лет жизни мастера из художественных, исторических музеев и частного собрания Н. П. Николаева. Большая часть творческого наследия Е. А. Кибрика публикуется в данном издании впервые и является исторической находкой и ценным вкладом в летопись искусства графики XX века.