Ресурсы библиотеки
Статистика
Фонды библиотеки
Общий фонд:
303 869
Книжный фонд:
212 513
Электронные ресурсы:
19 758
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Новые поступления / 2020 год / IV квартал / Искусство. Искусствознание
Игошев, В. В. Художественное серебро XV–XVIII веков из Переславль-Залесского музея-заповедника /

В. В. Игошев ; Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ; Государственный научно-исследовательский институт реставрации. – Москва : БуксМарт, 2020. – 392 с. – ISBN 978-5-907267-01-5 – Текст : непосредственный.


Монография В. В. Игошева посвящена комплексному исследованию богослужебных серебряных изделий XV–XVIII вв. из собрания Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Описаны 136 предметов из древнейших монастырей (Переславля-Залесского (Никитского, Успенского, Горицкого и пр.) – кресты, оклады Евангелий и икон, предметы для Евхаристии, чаши, кадилы, светильники, чарки, кубки и др. Выполнена атрибуция произведений, изучены типология, иконография священных изображений, особенности стиля, техники и технологии изготовления, что позволило определить время и место их изготовления. Выявлены предметы, выполненные в одной мастерской и в одно время - в Москве, Великом Новгороде, Пскове, Ярославле, Владимире и др. Большой интерес представляют вкладные, литургические, владельческие, охранительные и другие надписи, содержащие имена жертвователей, сведения о времени, месте и назначении вклада, о составе мощей, священных реликвий и другие важные данные. Поминальные или заздравные вклады делали цари, церковные иерархи, князья, бояре, игумены, монахи, купцы, жители посада, ремесленники, священнослужители, дьяки, подьячие и люди разных сословий.

Издание представляет интерес для музейных сотрудников, реставраторов, историков, искусствоведов, коллекционеров и всех, кто интересуется древнерусским церковным искусством.

Искусство постигать искусство : сборник статей к 100-летию Н. А. Дмитриевой /

Научный совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания при Отделении историко-филологических наук РАН [и др.] ; ответственный редактор М. А. Бусев. – Москва : БуксМарт, 2020. – 406 с. – ISBN 978-5-907267-07-7 – Текст : непосредственный.


Нина Александровна Дмитриева (1917–2003) вошла в число классиков отечественного искусствознания, она автор более двадцати книг, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Ее основная научно-исследовательская и просветительская деятельность протекала в Институте истории искусства (ныне Государственный институт искусствознания МК РФ). Тематика сборника – вопросы отечественного и зарубежного искусства XIX–XX веков, творчество мастеров этого периода (в первую очередь тех, которыми занималась Н. А. Дмитриева), а также интересовавшие ее историко-теоретические проблемы искусствознания. Ряд статей и материалов непосредственно посвящен Н. А. Дмитриевой как ученому и просветителю. В книгу включены некоторые ранее неопубликованные тексты Н. А. Дмитриевой из ее архива.

Кольцова, Т. М. Церковная живопись Архангельской губернии второй половины XVIII – начала XX века : история, памятники, мастера /

Т. М. Кольцова ; Министерство культуры Российской Федерации ; Государственный институт искусствознания. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин (ДБ), 2020. – 431 с. – ISBN 978-5-86007-941-0 – Текст : непосредственный.


Монография посвящена комплексному исследованию церковной живописи Архангельской губернии второй половины XVIII – начала XX в. В книге рассказывается об истории иконописи, иконостасного искусства и монументальной живописи обширного региона России, примыкающего к Арктическому побережью, где проживали русские, ненцы, лопари, карелы, коми-зыряне. Впервые опубликованы материалы о художественных ремеслах северных городов и монастырей, основанные на письменных источниках. Изучены взаимосвязи с другими художественными центрами и регионами России. Атрибутированы и введены в научный оборот неизвестные христианские памятники. Северное искусство Нового времени представлено в конкретных лицах, как своеобразная модель художественных процессов, протекающих на окраинах России. В книгу включен Аннотированный словарь иконописцев и иконостасных мастеров, работавших на Севере, составленный автором на основе новых письменных и изобразительных источников. В нем почти тысяча имен мастеров всей России, включая Сибирь, среднерусские и даже южнорусские земли. Книгу сопровождает богатый изобразительный материал: цветные иллюстрации икон, иконостасов, стенописей, а также редкие архивные черно-белые фотографии. Монография дополнена именным, географическим и тематическим указателями.

Книга предназначена искусствоведам, историкам, филологам и всем интересующимся христианским искусством и культурой Русского Севера.

Корина, Н. Д. Творческое наследие художника Алексея Михайловича Корина (1865–1923) в контексте русского искусства конца XIX – начала XX века /

Н. Д. Корина. – Москва : БуксМарт, 2020. – 656 с. – ISBN 978-5-907267-03-9 – Текст : непосредственный.


Монография посвящена одному из выдающихся представителей московской школы живописи, художнику, профессору живописи Алексею Михайловичу Корину (1865–1923), который принадлежал к новому поколению художников, названных "поздними предвижниками", продолживших лучшие традиции русской реалистической школы в конце XIX – начале XX века. А. М. Корин всю жизнь посвятил искусству, оставив большое творческое наследие: как живописец – свои произведения, как педагог – несколько поколений художников, воспитанных его знаниями и энергией. Представленное издание является первым комплексным исследованием биографического и художественного наследия мастера. Оно содержит уникальные сведения, неизвестные факты из жизни художника, новый взгляд на его творчество. В книге большое количество иллюстраций из более чем шестидесяти музейных и частных собраний, значительная часть которых публикуется впервые.

Кривдина, О. А. Эпоха Марка Антокольского. От классицизма до модерна. Российские скульпторы середины и второй половины XIX века. Научная реконструкция биографий /

О. А. Кривдина, Б. Б. Тычинин. – Москва :  БуксМарт, 2020. – 600 с. – ISBN 978-5-907043-97-8 – Текст : непосредственный.


Данное издание посвящено скульпторам и скульптуре России в XIX столетии. Вторая половина этого блистательного века тесно связана с именем Марка Матвеевича Антокольского, творчеству которого уделено наибольшее внимание. Текст книги построен на основе изучения и систематизации архивных, литературных, эпистолярных материалов и, прежде всего, самих скульптурных произведений, как известных, так и публикуемых впервые.

Прекрасно иллюстрированная книга представляет интерес для искусствоведов, историков, культурологов и широкого круга читателей.

Пивоварова, Н. В. Московские царские мастерские и региональные художественные центры в конце XVI – начале XVIII века. Опыт атрибуции произведений искусства позднего русского средневековья : монография /

Н. В. Пивоварова. – Москва : БуксМарт, 2020. – 432 с. – ISBN 978-5-907267-05-3 – Текст : непосредственный.


В монографии изложены результаты работ по изучению произведений московских царских мастерских и региональных художественных центров конца XVI – начала XVIII в. Анализируются иконография, стиль, конструктивные особенности и техника исполнения памятников из фондов музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Сольвычегодска, Перми, Новгорода. Основное внимание уделяется предметам из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. В исследовании обоснованы новые атрибуции икон и изделий прикладного искусства (резное дерево, шитье, драгоценные металлы). Рассматриваются приемы оформления литургической утвари и нескольких напрестольных Евангелий, происходящих из домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля. К исследованию приложен каталог памятников, содержащий описание художественной продукции московских иконописцев, ювелиров, резчиков и мастеров региональных художественных центров.

Исследование предназначено для историков, культурологов, искусствоведов и всех интересующихся проблемами художественной жизни средневековья.

Седова, И. Н. Митрофан Рукавишников и традиция семейного наставничества. К истории московской скульптуры XX века : монография /

И. Н. Седова ; Государственная Третьяковская галерея ; Ассоциация искусствоведеов. – Москва : БуксМарт, 2020. – 348 с. – ISBN 978-5-907043-93-0 – Текст : непосредственный.


Монография, посвященная представителям одной из крупнейших скульптурных династий в новейшей истории России – Митрофану, Иулиану и Александру Рукавишниковым, является результатом многолетней исследовательской работы автора. В книге впервые представлены полная реконструкция творческой судьбы, а также всесторонний анализ жизненного и творческого пути основателя династии Митрофана Сергеевича Рукавишникова.

Книга рассчитана на специалистов в области теории и истории искусства, культурологов, историков и читателей, интересующихся творчеством представителей московской скульптурной школы.

Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII-XX веков /

под ред. Е. В. Грибоносовой-Гребневой ; Ассоциация искусствоведов. – Москва :  БуксМарт, 2020. – 184 с. –  ISBN 978-5-907043-43-5 – Текст : непосредственный.


Настоящий сборник научных статей представляет собой систематизированный подбор уникальных авторских материалов по истории отечественного искусства Нового и Новейшего времени с некоторым необходимым экскурсом в современное искусство, предоставленных искусствоведами из разных регионов России. Составители и авторы сборника ставили своей главной задачей убедительно обозначить и в значительной степени раскрыть широкий круг проблем истории отечественного искусства Нового и Новейшего времени в его столичном и региональном аспектах и осветить отдельные вопросы его взаимодействия с зарубежной художественной практикой. Ключевой для вошедших в сборник текстов стала проблема новаторства в искусстве России последних трех столетий и отчасти современности с учетом неразрывной связи с достижениями предшествующих эпох.