Ресурсы библиотеки
Статистика
Фонды библиотеки
Общий фонд:
303 869
Книжный фонд:
212 513
Электронные ресурсы:
19 758
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Новые поступления / 2016 год / I квартал / Искусство. Искусствознание
Зенкин, К. В. Музыка – Эйдос – Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке / К. В. Зенкин ; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. – М. : Памятники исторической мысли, 2015. – 463 с.

В книге впервые предпринято изучение философии музыки А. Ф. Лосева в контексте его философской системы в целом, а также в проекции на проблемы современного искусствоведения и музыковедения. Основополагающий тезис работы: методология Лосева, развивающая традиции неоплатонизма на православной, восточно-христианской основе, дает наиболее адекватный язык описания явлений искусства и, в особенности, музыки. Показано, что возрождение античных и средневековых понятий эйдоса, сущности и энергии, имени и других дает возможность решить ряд проблем, неразрешимых в рамках классической науки Нового времени. Музыка рассматривается как часть искусства, по-своему проявляющая его общие законы, и часть духовной культуры в целом, в контексте понятий религии и мифа. Особое внимание уделяется идеям Лосева, актуальным для современного музыкознания и современной музыкальной практики: понятию первообраза как становления и процесса в его соотношении с понятиями художественной формы, личности и стиля, понятию музыкального смысла.
Никитина, Т. Л. Русские церковные стенные росписи 1670–1680-х годов / Т. Л. Никитина. – М. : Индрик, 2015. – 464 с.

Монография посвящена храмовым монументальным росписям Московского государства 1670–1680-х годов – периода интенсивного развития и видоизменения концепций живописной декорации церковного интерьера. В работе дается анализ социальных и культурных факторов, влиявших на художественный процесс в целом и на формирование своеобразных вариантов систем монументальной росписи, связанных с тремя основными центрами деятельности художников-монументалистов – Ростовом, Ярославлем и Костромой. Издание предназначено для специалистов – искусствоведов, историков, художников, а также для всех интересующихся древнерусским искусством
О классике и классическом : сб. статей / отв. ред. Е. Д. Федотова ; Рос. академия художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств. – М. : Памятники исторической мысли, 2015. – 430 с. : ил.

О том, что такое «классика» и «классическое», размышляли многие философы, поэты, историки. «Классическое» постоянно оживает в неостилях, конечно, трансформируясь, но не утрачивая, а обретая новое звучание, будучи востребованным новым временем. «Классика» не способна отодвигаться в прошлое. Ее знание, возвращение в центр художественных обсуждений, популяризация в массовом сознании, чрезвычайно важны сегодня. В этом авторский коллектив видит цель данного сборника.
Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX : Русское православное церковное пение в XX веке: Советский период. Кн. 1 : 1920 – 1930-е годы. Ч. 1 / Гос. ин-т искусствознания ; подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой ; науч. консультант А. А. Наумов. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – 606 с. : ил.

Тема «Русская духовная музыка в документах и материалах», до сих пор не ставилась как отдельная и самостоятельная, в охвате не только примыкающего к 1917 десятилетия, но всего исторического периода. Между тем, осмысление наследия советской эпохи в целом все отчетливее ныне осознается как одна из основных задач актуального искусствознания. Этот том – опыт приближения к огромной по объему и значению сфере, опыт первичного обобщения материала. Ввиду объема публикуемых документов том делится на две книги, посвященные, соответственно, периоду между двумя мировыми войнами (в данном случае от 1917 – по начало 1940-х) и послевоенному (от 1943 до 1988, то есть празднования 1000-летия Крещения Руси).
Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX : Русское православное церковное пение в XX веке: Советский период. Кн. 1 : 1920 – 1930-е годы. Ч. 2 / Гос. ин-т искусствознания ; подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой ; науч. консультант А. А. Наумов. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – 472 с. : ил.

Тема «Русская духовная музыка в документах и материалах», до сих пор не ставилась как отдельная и самостоятельная, в охвате не только примыкающего к 1917 десятилетия, но всего исторического периода. Между тем, осмысление наследия советской эпохи в целом все отчетливее ныне осознается как одна из основных задач актуального искусствознания. Этот том – опыт приближения к огромной по объему и значению сфере, опыт первичного обобщения материала. Ввиду объема публикуемых документов том делится на две книги, посвященные, соответственно, периоду между двумя мировыми войнами (в данном случае от 1917 – по начало 1940-х) и послевоенному (от 1943 до 1988, то есть празднования 1000-летия Крещения Руси).
Русские народные песни: Типы и варианты напевов. Вып. 2 : Записи фольклористов городов России и зарубежных стран (по изданиям 1936–2007 гг.). Ч. 1 : От Севера к Юго-Западу России. Кн. 1 : Библиографический указатель / рук. проекта М. А. Лобанов ; сост. А. А. Теплов ; Рос. ин-т истории искусств. – СПб. : ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2015. – 175 с.

Издание «Русские народные песни. Типы и варианты напевов» – второй выпуск впервые публикуемого в отечественной музыкальной фольклористике указателя народно-песенных мелодий (первый выпуск «Русские народные песни в записях ленинградских фольклористов» появился в печати в 2003 г.). Материалами предлагаемого выпуска стали напевы в нотной записи фольклористов из периферийных городов России и зарубежья, систематизированных по типам, группам и вариантам внутри крупных региональных подразделений: Север, Северо-Запад, Запад, Юго-Запад России. Аналогично предыдущему изданию настоящий труд дан в трех книгах: библиографический указатель, нотные образцы напевов, музыкально-аналитический указатель, что существенно облегчает поиск необходимых мелодий. Предлагаемое издание является результатом труда группы специалистов и, как любой справочник, поможет решить множество связанных с народной песней вопросов, возникающих в исполнительской практике, музыкальном образовании, в науке о народной музыке и фольклористике.
Русские народные песни: Типы и варианты напевов. Вып. 2 : Записи фольклористов городов России и зарубежных стран (по изданиям 1936–2007 гг.). Ч. 1 : От Севера к Юго-Западу России. Кн. 2 : Нотные образцы напевов / рук. проекта М. А. Лобанов ; сост. В. Б. Барабаш [и др.] ; Рос. ин-т истории искусств. – СПб. : ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2015. – 223 с. : нот.

Издание «Русские народные песни. Типы и варианты напевов» – второй выпуск впервые публикуемого в отечественной музыкальной фольклористике указателя народно-песенных мелодий (первый выпуск «Русские народные песни в записях ленинградских фольклористов» появился в печати в 2003 г.). Материалами предлагаемого выпуска стали напевы в нотной записи фольклористов из периферийных городов России и зарубежья, систематизированных по типам, группам и вариантам внутри крупных региональных подразделений: Север, Северо-Запад, Запад, Юго-Запад России. Аналогично предыдущему изданию настоящий труд дан в трех книгах: библиографический указатель, нотные образцы напевов, музыкально-аналитический указатель, что существенно облегчает поиск необходимых мелодий. Предлагаемое издание является результатом труда группы специалистов и, как любой справочник, поможет решить множество связанных с народной песней вопросов, возникающих в исполнительской практике, музыкальном образовании, в науке о народной музыке и фольклористике.
Русские народные песни: Типы и варианты напевов. Вып. 2 : Записи фольклористов городов России и зарубежных стран (по изданиям 1936–2007 гг.). Ч. 1 : От Севера к Юго-Западу России. Кн. 3 : Музыкально-аналитический указатель / рук. проекта и сост. М. А. Лобанов ; Рос. ин-т истории искусств. – СПб. : ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2015. – 272 с.

Издание «Русские народные песни. Типы и варианты напевов» – второй выпуск впервые публикуемого в отечественной музыкальной фольклористике указателя народно-песенных мелодий (первый выпуск «Русские народные песни в записях ленинградских фольклористов» появился в печати в 2003 г.). Материалами предлагаемого выпуска стали напевы в нотной записи фольклористов из периферийных городов России и зарубежья, систематизированных по типам, группам и вариантам внутри крупных региональных подразделений: Север, Северо-Запад, Запад, Юго-Запад России. Аналогично предыдущему изданию настоящий труд дан в трех книгах: библиографический указатель, нотные образцы напевов, музыкально-аналитический указатель, что существенно облегчает поиск необходимых мелодий. Предлагаемое издание является результатом труда группы специалистов и, как любой справочник, поможет решить множество связанных с народной песней вопросов, возникающих в исполнительской практике, музыкальном образовании, в науке о народной музыке и фольклористике.
Седов, В. В. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде: архитектура боярского храма / В. В. Седов. – М. : Древности Севера, 2015. – 236 с. : ил.

Книга посвящена архитектуре и архитектурной истории ключевого памятника Великого Новгорода второй половины XIV века – церкви Спаса-Преображения на Ильине улице. Подробно рассмотрены данные письменных источников, соображения исследовавших здание ученых, памятник поставлен в контекст истории Славенского конца Новгорода, где он был построен. Для понимания характера архитектуры выдающегося храма предпринято исследование боярского заказа в новгородском искусстве и прежде всего в новгородской архитектуре. Формы памятника сопоставлены с формами их более ранних церквей Новгорода, сделана попытка на основе одного храма понять сущность боярской архитектуры вечевой республики. Книга предназначена для искусствоведов, архитекторов, историков, реставраторов, а также для всех интересующихся древнерусским искусством.