Богдан, В.-И. Т. – М. : БуксМАрт, 2021. – 288 с. – ISBN 978-5-907267-70-1 – Текст : непосредственный.
Книга посвящена теме частных коллекций в собрании старейшего художественного музея России – Музея Императорской академии художеств, основу которого заложил И. И. Шувалов, подарив в 1758 году свою коллекцию. Несмотря на государственный статус самой Академии, ее собрание со второй половины XVIII века и до начала XX столетия составляли именно частные коллекции. В исследовании рассматривается история появления в ее стенах как довольно крупных собраний графов Г. В. Орлова, В. В. Мусина-Пушкина-Брюса, Н. А. Кушелева-Безбородко, так и единичных даров владельцев коллекций, дипломатов, почетных членов Императорской Академии художеств. Интересной страницей истории учебного заведения являются дары императриц и императоров, президентов Академии художеств и ее профессоров. В подборе иллюстративного материала акцент сделан на собрании живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства Европы и России XVI–XIX веков Научно-исследовательского института при Российской академии художеств, а также Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея.
Е. В. Иванова, О. С. Сапанжа, Н. А. Баландина. – Москва : БуксМАрт, 2021. – 192 с. – ISBN 978-5-907267-60-2 – Текст : непосредственный.
Монография, посвященная Ленинградскому заводу фарфоровых изделий, представляет собой исследование мелкой интерьерной пластики одного из молодых фарфоровых предприятий Ленинграда. При общем высоком интересе к советскому фарфору, к проблемам развития советской культуры и места художественной промышленности в формировании нового жизненного пространства, комплексного исследования, посвященного художественной продукции Ленинградского завода фарфоровых изделий и ее месту в советской художественной и повседневной культуре 1950-1960-х годов на сегодняшний день нет. Предлагаемая вниманию книга заполняет этот пробел, и представляет интерес как для специалистов в области теории и практики декоративно-прикладного искусства, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей советской художественной промышленности.
ответственные редакторы-составители : М. И. Свидерская, Е. В. Шидловская ; Государственный институт искусствознания. – Москва : БуксМАрт, 2021. – 416 с. – ISBN 978-5-907267-68-8 – Текст : непосредственный.
Коллективная монография "Из истории художественной культуры Западной Европы V–XX веков" посвящена памяти Евсея Иосифовича Ротенберга (1920–2011), выдающегося отечественного искусствоведа, автора основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы. В 2020 году исполнилось 100 лет со дня рождения ученого.
Вошедшие в издание научные труды охватывают историко-художественный материал от библейской древности до начала XX века и воплощают те методологические принципы изучения культуры, которые исповедовал Е. И. Ротенберг.
авторы-составители М. В. Сидорова, А. Н. Сидорова ; Государственный архив РФ. – Москва : Кучково поле Музеон, 2021. – 440 с. – ISBN 978-5-907174-44-3 – Текст : непосредственный.
В каталог вошло около 3500 рисунков, акварелей, живописных произведений из личных фондов ГА РФ по истории Российской империи. Этот том является продолжением вышедшего в 2012 году первого тома каталога, в который были включены авторские работы членов российской императорской фамилии.
Настоящее издание содержит работы разных авторов – как известных художников, таких как А. П. Боголюбов, П. Ф. Соколов, К. П. Брюллов, Г. Г. Чернецов, М. А. Зичи, П. О. Ковалевский, так и малоизвестных и неизвестных художников-любителей. Каждое изображение снабжено описательной статьей. На большинство художников, вошедших в каталог, составлены биографические справки.
Для удобства пользования каталогом к нему составлены указатели: имен художников, вошедших в каталог; имен, встречающихся в тексте; тематический; географических названий. Даны также подробные описания альбомов, наиболее часто упоминаемых в тексте, а также именной список фондов, изображения из которых вошли в каталог. Издание содержит более 300 иллюстраций.
Б. И. Иогансон. – Москва : БуксМАрт, 2021. – 408 с. – ISBN 978-5-907267-74-9 – Текст : непосредственный.
На основе большого массива документальных и литературных источников проанализирована история МОСХа в 1960–1980-е годы, так называемый позднесоветский период. Отражена эволюция структуры МОСХа, превратившегося за эти годы в гигантскую многофункциональную организацию. Показаны особенности художественной жизни Московского союза этого периода, главным образом секции живописи, в которой при сохранении государственной идеологии возникли разнообразные течения, выходящие за рамки социалистического реализма, и параллельно сформировалось новое направление в критике и искусствоведении. Эти процессы привели к созданию своеобразного корпуса позднесоветского изобразительного искусства, природа и содержание которого стали предметом углубленных исследований современных специалистов.
Н. В. Логдачева. – Москва : БуксМАрт, 2021. – 224 с. – ISBN 978-5-907267-76-3 – Текст : непосредственный.
Монография посвящена творческой и педагогической деятельности Владимира Беклемишева, одного из ведущих скульпторов конца XIX – начала XX века. Привлечение неизвестных ранее архивных материалов, публикаций в прессе, воспоминаний и писем современников позволило впервые представить наследие скульптора во всем его жанровом многообразии, а также составить максимально полный каталог произведений. В книге подробно рассматривается работа скульптурной мастерской, возглавляемой Беклемишевым в Императорской Академии художеств до 1918 года. Наряду с этим в издание включены материалы о творческих судьбах членов семьи Владимира Беклемишева. Книга адресована историкам искусства, художникам, искусствоведам, преподавателям, студентам и аспирантам творческих вузов и колледжей, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей отечественного искусства в целом и Императорской Академией художеств в частности.
составитель и ответственный редактор И. А. Воротникова ; Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «"Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – Москва : БуксМАрт, 2021. – 512 с. – ISBN 978-5-907267-11-4 – Текст : непосредственный.
Фундаментальный сборник статей «Московский Кремль в XVIII столетии. Древние святыни и исторические памятники" продолжает серию изданий, посвященную различным эпохам в жизни Московского Кремля. Как и его предшественники. Он подготовлен в рамках сотрудничества Музеев Московского Кремля и Русской Православной Церкви (секция "Церковные древности" Международных Рождественских образовательных чтений), при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. В основу сборника легли доклады, прочитанные на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях в рамках секции "Церковные древности". Они отражают современный этап изучения истории Московского Кремля и художественной жизни Москвы в XVIII веке.
Издание снабжено большим количеством иллюстративного материала, включающего как изображения уникальных памятников и предметов из собрания Музеев Московского Кремля, так и графики из архивов и библиотек Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Ряд художественных произведений и источников, публикуемых в сборнике, впервые вводится в научный оборот.
Издание адресовано историкам, искусствоведам, археологам, архитекторам, музейным работникам и широкому кругу читателей, интересующихся русской историей и культурой.
составитель и ответственный редактор И. А. Воротникова ; Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – Москва : БуксМАрт, 2021. – 528 с. – ISBN 978-5-907267-12-1 – Текст : непосредственный.
Фундаментальный сборник статей "Московский Кремль в XVIII столетии. Древние святыни и исторические памятники" продолжает серию изданий, посвященную различным эпохам в жизни Московского Кремля. Как и его предшественники. Он подготовлен в рамках сотрудничества Музеев Московского Кремля и Русской Православной Церкви (секция "Церковные древности" Международных Рождественских образовательных чтений), при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. В основу сборника легли доклады, прочитанные на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях в рамках секции "Церковные древности". Они отражают современный этап изучения истории Московского Кремля и художественной жизни Москвы в XVIII веке.
Издание снабжено большим количеством иллюстративного материала, включающего как изображения уникальных памятников и предметов из собрания Музеев Московского Кремля, так и графики из архивов и библиотек Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Ряд художественных произведений и источников, публикуемых в сборнике, впервые вводится в научный оборот.
Издание адресовано историкам, искусствоведам, археологам, архитекторам, музейным работникам и широкому кругу читателей, интересующихся русской историей и культурой.
И. И. Руцинская. – Москва : БуксМАрт, 2021. - 192 с. – ISBN 978-5-907267-64-0 – Текст : непосредственный.
На протяжении четверти века создание образа Сталина оставалось главной темой советского искусства. Тысячи произведений, миллионы их репродукций, сотни выставок и экспозиций обеспечивали ежедневное и повсеместное "присутствие" вождя в жизни каждого советского человека. В монографии И. И. Руцинской впервые на основании более чем тысячи произведений живописи и графики выведены основные иконографические схемы, в рамках которых происходила визуализация образа Сталина, от детства до смерти вождя. Повторяющиеся изобразительные образцы рассматриваются не в качестве единичных примеров, но как тотальный принцип визуальной репрезентации власти в советском искусстве, прослеживаются трансформации, связанные с рождением новых мифологем в структуре сталинского мифа. Визуальный материал исследуется не изолированно, а в широком социокультурном контексте эпохи. Издание обращено не только к искусствоведам, культурологам и историкам, но и к широкому кругу читателей, что обусловлено неослабевающеим интересом к советской повседневности, сталинской эпохе и спорной личности самого Сталина.
Н. М. Турцова; Российский государственный архив древних актов ; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств ; Российская академия художеств. – Москва : БуксМАрт, 2021. – 512 с. – ISBN 978-5-907267-66-4 – Текст : непосредственный.
Книга является первой монографией, посвященной одному из самых неизученных пластов русской культуры – женскому иконописанию. Автор прослеживает его историю в контексте художественной и духовной жизни России, от истоков до начала советской эпохи. Выявлены причины и закономерности обращения россиянок к этому виду творчества, основные этапы становления и центры женского иконописания. Очерчены временные и географические границы его распространения, социальный и национальный состав мастериц. Особое внимание уделено чудотворным иконам женской кисти. Все это позволяет рассеять миф, глубоко укоренившийся в сознании русского общества, о противозаконности женского иконописания. В основе работы – огромный архивный и фактический материал, собранный автором в течении почти 30 лет. Ему уделено большое внимание: текст сопровождается обширными приложениями (материалы для словаря церковных художниц, женских иконописных мастерских; списки икон с надписями атрибуционного характера и чудотворных икон). Актуальность темы обусловлена основной проблематикой гуманитарных наук, стремящихся к всестороннему исследованию культуры и человека как ее творца и носителя.
Настоящая книга предназначена для ученых-гуманитариев, современных церковных художниц и широкого круга читателей.
авторы-составители Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. – Москва : Кучково поле Музеон, 2021. – 441 с. – ISBN 978-5-907174-44-3 – Текст : непосредственный.
На основе новых научных исследований и архивных изысканий последних двух десятилетий в каталоге публикуется весь комплекс архитектурной графики по знаменитой подмосковной усадьбе князей Юсуповых из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское», причем многие чертежи представляются впервые. Это позволяет по-новому взглянуть на историю создания и бытования всего дворцово-паркового ансамбля и оценить его «закулисье» – скромные служебные и хозяйственные постройки, как в самом Архангельском, так и в Горятине и Воронках, отличающиеся подчас высоким уровнем исполнения и стилистическим разнообразием. Они имели для владельца такое же «программное» значение, что и парадная часть усадьбы.
Предлагаемый каталог проливает свет на провенанс многих ценных графических материалов, среди которых, так называемый "Голицынский альбом", где собраны чертежи авторов лучших построек Архангельского – дворца по проекту Ж.-Ж. Герна, террас, предположительно, по проекту Дж. Тромбары, библиотеки при Капризе по проекту Дж. Петонди.
Вопреки распространенному мнению, что исполнителями архитектурной графики по усадьбе Архангельское являлись крепостные архитекторы, в каталоге впервые обосновывается факт привлечения Н. Б. Юсуповым к производству чертежей учеников архитектурной школы Экспедиции кремлевского строения, начальником которой он являлся с 1814 г. Также впервые высказывается предположение о том, что Н. Б. Юсупов предпринял попытку каталогизации архитектурной графики по Архангельскому, подобно тому, как в 1820-х гг. создал "рисованный каталог", своего художественного собрания, в котором помещены рисунки картин, скульптур и отдельных предметов декоративно-прикладного искусства.
Каталог завершают приложения, предназначенные для компетентной аудитории и широкого круга заинтересованных читателей.
- Все вузы России в одном каталоге
- Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского
- Доступ к каталогам библиотек сферы образования и науки
- Национальная электронная библиотека
- РИНЦ
- ЭБС "Лань"
- ЭБС "Юрайт"
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
- Электронная библиотека диссертаций РГБ
- Электронная библиотека МГПУ