Ресурсы библиотеки
Статистика
Фонды библиотеки
Общий фонд:
303 869
Книжный фонд:
212 513
Электронные ресурсы:
19 758
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Новые поступления / 2018 год / II квартал
Летопись литературных событий в России конца XIX – начала XX в. (1891 – октябрь 1917). Вып. 2. Ч. 1 : 1901–1904 / ред.-сост. В. А. Келдыш ; под общ. ред. А. В. Лаврова ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2017. – 527 с.

Панорама литературного движения начала 1900-х гг. XX столетия развертывается на материалах, извлеченных из периодики, книжных изданий, а также из писем, дневников и т. п. Издание адресовано лите¬ратуроведам, историкам и преподавателям.
Литературные взаимосвязи России XVIII-XIX веков: по материалам российских и зарубежных архивохранилищ. Вып. 3 / отв. ред. Н. Д. Блудилина, М. И. Щербакова ; Ин-т мир. лит. им. А.  М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2017. – 303 с.

Настоящий труд является итоговым, завершающим трехлетнюю работу над одноименным проектом РФФИ (РГНФ) коллектива российских и зарубежных ученых. Он включает результаты исследования публицистики, мемуаров, эпистолярия, документов и литературных источников из фондов российских и зарубежных архивов (РГАДА, АВПР, РГАЛИ, НИОР РГБ, ОР РНБ, архивы Сербии, Черногории). Выбранное направление дает возможность существен¬но обновить и дополнить фактографическую базу неизменно актуальной для академической науки темы многообразных взаимоотношений России в миро¬вом пространстве, включая военно-политические, дипломатические, церков¬ные и культурно-исторические связи и взаимодействия с народами мира.
Мандельштамовская энциклопедия : в 2 т. Т. 1 / гл. ред.: П. М. Нерлер, О. А. Лекманов. – М. : РОССПЭН, 2017. – 574 с. : ил.

Манделынтамовская энциклопедия – научно-справочное издание о жизни и творчестве О. Э. Мандель¬штама, многолетний труд архивистов и биографов, текстологов и комментаторов, искусствоведов и других специалистов-мандельштамоведов по описанию и анализу его текстов и его судьбы. В энциклопедии пред¬ставлено более 600 словарных статей. Издание проиллюстрировано репродукциями автографов, прижизнен-ных публикаций и биографических документов, произведений живописи и графики. Все статьи энциклопедии мандельштамоцентричны: темы и персонажи рассматриваются не сами по себе, но в тесной связи с личностью и творчеством Мандельштама.
Энциклопедия рассчитана на специалистов-филологов и на широкий круг любителей творчества поэта.
Мандельштамовская энциклопедия : в 2 т. Т. 2 / гл. ред.: П. М. Нерлер, О. А. Лекманов. – М. : РОССПЭН, 2017. – 486 с. : ил.

Мандельштамовская энциклопедия – научно-справочное издание о жизни и творчестве О. Э. Мандель¬штама, многолетний труд архивистов и биографов, текстологов и комментаторов, искусствоведов и других специалистов-мандельштамоведов по описанию и анализу его текстов и его судьбы. В энциклопедии пред¬ставлено более 600 словарных статей. Издание проиллюстрировано репродукциями автографов, прижизнен-ных публикаций и биографических документов, произведений живописи и графики. Все статьи энциклопедии мандельштамоцентричны: темы и персонажи рассматриваются не сами по себе, но в тесной связи с личностью и творчеством Мандельштама.
Энциклопедия рассчитана на специалистов-филологов и на широкий круг любителей творчества поэта.
Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы / ред.-сост. В. М. Введенская, Е. В. Глухова, М. В. Козьменко ; отв. ред. В. В. Полонский ; Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2017. – 863 с.

В первой части книги – «Исследования» – представлен ряд проблемных статей, осмысляющих деятельность русских писателей в новых институциях, культуртрегер¬ских и студийных начинаниях ранних советских лет; неизвестные страницы истории отечественной периодики революционной поры; сдвиги в восприятии классического от-ечественного литературного наследия, обусловленные историческим сломом 1917 года; мотивно-образную динамику в литературных отражениях исторических событий; пе-ренос модернистских моделей и духовных практик на новую культурную почву и т. п.
Во второй части – «Материалы и публикации» – в числе прочего впервые с на-учным аппаратом даны фундаментальные своды малоизвестной публицистики Д. Ме-режковского и Вс. Иванова, неизвестные архивные материалы В. Брюсова, Л. Андреева, В. Муравьева и др., цикл статей «На Перевале» А. Белого, а также источники, раскры-вающие его деятельность во «Дворце Искусств», неизвестная инсценировка поэмы Блока «Двенадцать», обзор франкоязычной критики Андрея Левинсона, посвященной литературно-революционным сюжетам, документы антропософов раннего советского периода и мн. др.
Книга рассчитана на исследователей-филологов и представителей иных гуманитарных дисциплин, а также широкий круг читателей, интересующихся современным научным осмыслением темы «Русская революция 1917 года и литература».
Пока в России Пушкин длится... : материалы Всерос. проекта "В помощь учителям" / под ред. Л. В. Дудовой, О. Н. Левушкиной. – М. : Этносфера, 2017. – 176 с. : ил.

В данном пособии содержатся материалы Общероссийской обществен¬ной акции «Пока в России Пушкин длится...», проведенной в 2017 году в рамках проекта «В помощь учителям». Проект был инициирован и поддержан Общественно-государственной просветительской органи¬зацией «Российское общество «Знание», реализован Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и рус-ского языка» и ФГБОУ ВО «Московский педагогический государствен¬ный университет».
Книга адресована педагогам, библиотекарям, школь¬никам, студентам и аспирантам гуманитарных специальностей.
Ремизов, А. М. Дневник мыслей. 1943–1957 гг. Т. 3 : Март 1947 – февраль 1950 / А. М. Ремизов ; отв. ред., автор вступ. ст. А. М. Грачева ; Ин-т рус. лит. РАН. – СПб. : Пушкинский Дом, 2017. – 731 с. : ил.

«Дневник мыслей» (1943–1957) классика русского авангарда Алексея Ремизова – это уникальное произведение документально-художественной прозы русской эмиграции. Дневник включает в себя фиксацию и осмысление современных политических событий, отражает процесс творческой работы писателя, воспоминания об эпохе Серебряного века и сюрреалистические сновидения. Третий том содержит записи 1947–1950 гг. Публикация дневника сопровождается вступительной статьей, научным комментарием, аннотированным именным указателем, а также впервые пуб¬ликуемыми иллюстративными материалами – фотографиями и рисунками Ремизова.
Издание подготовлено научным коллективом архивистов и филологов ИРЛИ (Санкт-Петербург) и РГАЛИ (Москва).
Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. Т. III / отв. ред.: Т. Р. Руди, С. А. Семячко. – СПб. : Пушкинский Дом, 2017. – 623 с. : ил.

Сборник научных работ посвящен актуальным вопросам изучения русской агиографии. В нем рассматриваются проблемы источниковедения, текстологии и поэтики русских и переводных агиографических и гимнографических тек¬стов, а также вопросы взаимодействия жития, иконы и книжной миниатюры. В статьях публикуемого тома представлены исследования и издания агиогра¬фических, гимнографических и иконографических памятников, посвященных Николаю Мирликийскому, Стефану Пермскому, Кириллу Белозерскому, Пав¬лу Обнорскому, Нилу Сорскому, Александру Свирскому, Александру Ошевенскому, Паисию Галицкому, Феофану Соловецкому и другим подвижникам, а также работы, связанные с развитием богородичного культа на русской почве. Сборник рассчитан на специалистов в области агиологии, истории литературы и культуры.
Русская классическая литература в мировом культурно-историческом контексте : коллективная монография / под ред. И. А. Есаулова, Ю. Н. Сытиной, Б. Н. Тарасова ; Лит. ин-т им. А. М. Горького. – М. : Индрик, 2017. – 487 с.

В коллективной монографии представлено новое понимание места и зна¬чимости русской классики в мировом историко-культурном контексте. Ана¬лизируются христианские истоки отечественной словесности, сочетание родного и вселенского в русской классической литературе. В исторической перспективе прослеживается самоосознание русской классики, демонстриру¬ется изменение культурного контекста, истолковываются рецепции русской классической литературы в идеологически и ценностно разнонаправленных движениях эпох. Показано как именно духовные ценности, задающие вектор развития отечественной культуры и проступающие в творчестве писателей первого ряда русской литературы, могут интерпретироваться в «малом вре¬мени» того-или иного периода отечественной истории. Рассматриваются интерпретации русской классики в англоязычных, франкоязычных и не¬мецкоязычных научных изданиях.
Издание адресовано филологам, преподавателям высших учебных за¬ведений, учителям школ, студентам, аспирантам, а также широкому кругу читателей, интересующихся русской литературой, историей и культурой.
Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (XIX - первая половина XX столетия). Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция : коллективная монография / отв. ред. А. А. Дырдин. – М. : Маска, 2017. – 425 с.

Авторы книги ставят перед собой задачу раскрытия самобытности эстетических основ и художественных решений русской классической литературы. Избран подход к творчеству её представителей как духовному фокусу национального самопознания. Цель издания – выявить в разных по времени, объему и жанру произведениях целост¬ность и всеохватность русской классики, особенности художественного мировоззрения, образной философии и поэтики писателей классического склада, их продолжателей в литературе XX века. Этой целью обусловлен отбор имен и художественных текстов. Публикуемые статьи содержат оригинальное видение ключевых фигур литературной эпохи в контексте исторической жизни России, российской цивилизации, открытого ди¬алога отечественной и мировой культуры.
В приложении к разделам издания помещен библиографический указатель «Русская литературная классика (XIX–XX вв.)». В него вошли сведения о статьях, сборниках, монографиях, периодических и продолжающихся изданиях, энциклопедиях, библиогра¬фических справочниках по теме исследования.
Что и как читали русские классики? (От круга чтения к стратегиям письма) : коллективная монография / Н. Ю. Грякалова, С. А. Кибальник, С. Д. Титаренко [и др.] ; Ин-т рус. лит. РАН. – СПб. : Пушкинский Дом, 2017. – 455 с.

В центре внимания авторов монографии – читательский опыт крупнейших русских писателей XIX–XX вв. (Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова, М. А. Волошина,
Ф. Сологуба, Г. В. Иванова), которые представ¬лены как «гениальные читатели» мировой и отечественной литературы, философии, Священного Писания. Их творчество подвергается полемическому переосмысле¬нию в модернистскую и постмодернистскую эпоху, что демонстрирует новые воз¬можности межтекстовых интерференций и герменевтических практик. На основе источниковедческих разысканий реконструируется круг чтения писателей, анали¬зируются пометы и маргиналии на книгах, прослеживаются трансформации претекста в процессе реализации литературного замысла, выявляются новые интертек¬стуальные и интермедиальные связи, аллюзийные и полемические подтексты. Специальное внимание уделено реконструкции и описанию библиотек Ф. М. До¬стоевского, Ф. Сологуба, Н. С. Гумилева.
Книга ориентирована на историков литературы, философов, культурологов, всех, кто интересуется русской литературой в ее прошлом и настоящем.
Ильин, В. Н. Русская наука / В. Н. Ильин ; сост., вступ. ст. и примеч. О. Т. Ермишина ; археограф. предисл. Е. В. Бронниковой ; подгот. текста О. Т. Ермишина, Е. В. Бронниковой. – М. : Дом рус. зарубежья им. А. Солженицына, 2017. – 438 с.

Философ, богослов, литературный и музыкальный критик Владимир Николаевич Ильин (1890-1974) – один из выдающихся мыслителей русского зарубе¬жья. С 1920 г. в эмиграции, жил в Константинопо¬ле, Берлине и Париже. В конце жизни написал ряд трудов по истории русской культуры, сохранивших¬ся в его личном архиве. Одна из работ В. Н. Ильи¬на посвящена истории русской науки и впервые публикуется в настоящем издании. В приложении помещены несколько лекций и статей В. Н. Ильина по философии науки.
Лисецкий, Ф. Н. Геоархеологические исследования исторических ландшафтов Крыма : монография / Ф. Н. Лисецкий, О. А. Маринина, Ж. А. Буряк ; Белгородский гос. нац. исслед. ун-т. – Воронеж : ИД ВГУ, 2017. – 431 с. : ил.

Монография содержит результаты, раскрывающие возможности использования естествен¬но-научных методов в археологических исследованиях. Выполнена реконструкция палеогеогра¬фических условий античного природопользования с применением дополняющих природных архивов. Установлены закономерности развития почв на датированных поверхностях с учетом разнообразия природных и антропогенно трансформированных материнских пород. Проведена регионализация метода почвенно-генетической хронологии по результатам изучения разновре¬менных памятников Крыма и показаны области его применения. Представлены результаты изу¬чения землеустройства и новые подходы к определению границ античного землепользования. Впервые установлены реликтовые признаки земледельческих нагрузок в постантичных залежах.
Для историков, археологов, палеогеографов, почвоведов, специалистов в области землеустрой¬ства и широкого круга читателей, интересующихся историей и исторической географией Крыма.
В зеркале времени : статьи, интервью, очерки о людях МПГУ (по страницам газеты "Педагогический университет") / авт.-сост.: В. Славина, Н. Кодола, Н. Алимова [и др.]. – М. : Буки Веди, 2017. – 300 с. : ил.

«В зеркале времени» – это книга, созданная на основе материалов газет «Ленинец» и «Педагогический университет». В ней собраны очерки, рассказы, интервью с преподавателями и сотрудниками, выпускниками и студентами МГПИ–МПГУ за 1951–2017 гг.
Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря : метод. материалы Всерос. проекта "В помощь учителям" / под ред. Л. В. Дудовой, О. Н. Левушкиной. – М. : Этносфера, 2017. – 208 с. : ил.

В сборник вошли материалы Всероссийского просветительского проекта «Мобильные академии для учителя и библиотекаря «Педагогический Транссиб: от Москвы до берегов Амура», прошедшего в рамках масштаб¬ного Всероссийского проекта «В помощь учителям», инициированного и поддержанного Общероссийской общественно-государственной про¬светительской организацией «Российское общество «Знание», Общерос¬сийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государ-ственный университет».
Материалы предназначены для учителей литературы и русского языка, истории и обществознания, библиотекарей, студентов и аспирантов педагогических вузов.