Ресурсы библиотеки
Статистика
Фонды библиотеки
Общий фонд:
303 869
Книжный фонд:
212 513
Электронные ресурсы:
19 758
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Новые поступления / 2023 год / III Квартал
Правовая политика советского государства в сфере развития науки : монография /

А. В. Армашова, Д. Д. Максимова, О. Д. Максимова, М. О. Окунева. – Москва : URSS, 2022. – 425 с. – ISBN 978-5-9710-4674-5. – Текст : непосредственный.


В монографии подробно рассматриваются вопросы взаимодействия государственных органов РСФСР и СССР и научных учреждений. Выделены приоритетные направления правовой политики СССР в сфере науки, дана периодизация правовой политики СССР в сфере науки, исследована оценка научной деятельности сквозь призму контрольных проверок советских органов, проведен анализ вопросов планирования и законодательства о науке и технике в плановой экономике, изучены формы государственного руководства наукой, показано становление советского научного права.

Книга может быть интересна ученым и преподавателям, аспирантам и студентам юридических и исторических специальностей, руководителям в сфере управления наукой и законотворческим органам. Монография может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся вопросами истории правового регулирования отечественной науки.

Тюхменева, Е. А. Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время : церемонии, регалии, украшения /

Е. А. Тюхменева, Ю. И. Быкова. – Москва : БуксМАрт, 2022. – 447 с. – ISBN 978-5-00203-015-6. – Текст : непосредственный.


В книге исследуются сферы придворной художественной культуры России первой четверти XVIII века, связанные с оформлением нового государственного церемониала, и прослеживается их дальнейшее развитие. Авторами рассмотрены основные церемонии, регламентировавшие жизнь монарха и его семьи, – коронационные, брачные и погребальные, триумфы и торжественные встречи в России и других странах, орденские праздники. Особое внимание уделяется символам власти и наградным знакам, а также ювелирному искусству при российском дворе.

Книга рассчитана на специалистов в разных областях гуманитарного знания и читателей, интересующихся Петровской эпохой и придворной культурой

Шахнович, М. М. Научный атеизм : от науки к утопии /

М. М. Шахнович, Е. А. Терюкова. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2022. – 242 с. – ISBN 978-5-4469-2114-0. –Текст : непосредственный.


В книге на основе широкого круга разнообразных источников рассказывается, когда и как был сконструирован отсутствующий у классиков марксизма концепт «научный атеизм», как вокруг него был создан соответствующий философский дискурс, как научный атеизм превратился в отдельную философскую науку, образовательную дисциплину и одновременно в смыслообразующий элемент советского образа жизни. Кроме того, в книге показано, что концепт «научный атеизм» и связанные с ним понятия использовались как идеологический инструмент, включенный в символический арсенал холодной войны. Политическое противостояние двух систем – капитализма и социализма – воспринималось как символическое противоборство прошлого с будущим, в котором капитализм был связан с религией, то есть с прошлым, а научный атеизм – с устремленным в будущее социализмом, построенным в СССР Особый интерес представляют введенные в оборот архивные материалы, рассказывающие о разработке научно-исследовательской, издательской и просветительской программы по истории религии и атеизма Академии наук СССР, а также о деятельности Государственного музея истории религии и атеизма в 1961–1989 гг.

Книга адресована специалистам и всем читателям, интересующимся историей общественной мысли в СССР.

Социокультурные основания советского модерна = Sociocultural foundations of Soviet modernity : монография /

О. В. Аксенова, Э. К. Бийжанова, Н. В. Левченко [и др.] ; Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук ; Институт социологии. – Москва : ФНИСЦ РАН, 2022. – 299 с. – ISBN 978-5-89697-397-3. – Текст : непосредственный.


В монографии представлены результаты исследования социокультурной специфики советского модерна. Авторы, прослеживая трансформацию российской социокультурной традиции в советском обществе, ее сочетание с масштабными инновациями, приходят к выводу, что советский проект был органичной частью российской цивилизации. Также анализируются особенности социального действия в советском обществе на примере событий Великой Отечественной войны. Выявлены особенности централизованного управления в СССР посредством анализа развития удаленных территорий. Рассматриваются цивилизационная миссия Советского Союза, социокультурные факторы его распада, институциональный и социокультурный «след» советской цивилизации в современной России и некоторых государствах постсоветского пространства.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей России, ученым-обществоведам, студентам социологических и политологических факультетов.

Подносные экземпляры из библиотеки Петра I. Отражение культурной парадигмы Петровской эпохи : исследование, каталог /

авторы-составители : И. А. Вознесенская, М. Ю. Гордеева, А. Р. Джиоева, Е. С. Дилигул, В. Г. Подковырова, В. А. Стасевич, И. В. Хмелевских; [под общей редакцией И. А. Вознесенской] ; Библиотека Российской академии наук. – Санкт-Петербург : Коло, 2022. – 226 с. – ISBN 978-5-4462-013-9. – Текст : непосредственный.


В настоящей работе авторы попытались раскрыть культурные, политические и религиозные изменения в петровского времени на таком уникальном материале, как подносные экземпляры из библиотеки Петра I. Уника этих источников связана, прежде всего, с их ярко выраженным государственным значением. Их внешние и внутренние характеристики безусловно являются культурным, идеологическим и эстетическим выражением эпохи.

Антонова, М. В. Мордовский педагогический: история первого десятилетия (1962–1972 гг.) : монография /

М. В. Антонова, В. И. Лаптун, О. Е. Осовский ; Министерство Просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск ; Саратов : Амирит, 2023. – 242 с. – ISBN 978-5-00207-250-7. – Текст : непосредственный.


Книга представляет собой опыт монографической реконструкции истории Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, впоследствии ставшего Мордовским государственным педагогическим университетом. В монографии на основе богатого архивного материала описаны первые десять лет вуза – история становления, формирования и начального этапа развития МГПИ в период с 1962 по 1972 гг.

Книга в равной степени будет интересна не только профессионалам-исследователям, ученым, занимающимся проблемами истории российского образования второй половины XX века, но и широкому кругу читателей, интересующихся прошлым российской высшей школы.

Горячев, Н. Е. Сельская повседневность в условиях мобилизационной экономики в годы Великой Отечественной войны (по материалам Мордовской АССР) /

Н. Е. Горячев, Т. Д. Надькин; Министерство Просвещения Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 107 с. – ISBN 978-5-8156-1541-0 – Текст : непосредственный.


В монографии акцентируется внимание на следующих вопросах: основные итоги модернизации сельского хозяйства и положение советского крестьянства на территории Мордовии в предвоенное десятилетие; перестройка аграрного сектора республики вначале Великой Отечественной войны и его функционирование в условиях советской мобилизационной системы на всем ее протяжении; изменения в повседневном труде, быте крестьянства Мордовии и его взаимоотношениях с региональной властью в условиях военного времени; особенности развития социокультурной и духовной жизни крестьянства автономии в 1941–1945 гг.

Рекомендуется научным работникам, преподавателям вузов и организаций среднего специального и общего образования, всем интересующимся историей регионов Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны.

Девяткина, Т. П. Мифология мордвы : учебное пособие /

Т. П. Девяткина; Министерство Просвещения Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 97 с. – ISBN 978-5-8156-1523-6. – Текст : непосредственный.


Исправленное и дополненное третье издание учебного пособия содержит мифологические представления мордвы о модели мира и образе мышления, божественный пантеон, различные культы (предков, животных, деревьев), образы птиц и демонические образы в их современной интерпретации. Для сравнения используются материалы из русской мифологии.
Пособие предназначено для студентов и всех интересующихся традиционной культурой мордвы.
Зейналов, Г. Г. История и философия науки : учебное пособие для аспирантов /

Г. Г. Зейналов, Е. А. Мартынова, Г. А. Шулугина; Министерство Просвещения Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – 195 с. – ISBN 978-5-8156-1585-4. – Текст : непосредственный.


Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Госстандарта по курсу «История и философия науки». Пособие составлено на основе принципа интеграции знаний в области истории и философии науки. В нем воссоздаются философский и исторический образы современной науки, методология научного познания. В работе широко анализируются мировоззренческие итоги развития классической науки, философские идеи позитивизма, Венского кружка, парадигмальной модели Т. Куна, научно-исследовательской программы И. Лакатоса, «анархического плюрализма» П. Фейерабенда.

Учебное пособие рассчитано на широкую аудиторию студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

Ломанць и пингсь тяниень пингонь мокшэрзянь драматуркнень творчестваса = Человек и время в творчестве современных мордовских драматургов : монография : на мордов. (мокша) яз. /

Е. И. Азыркина, О. И. Налдеева, С. Н. Маскаева [и др.]; под редакцией Е. И. Азыркиной ; Министерство Просвещения Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 85 с. – ISBN 978-5-8156-1556-4. – Текст : непосредственный.


Монография посвящена изучению творчества современных мордовских драматургов, процесса исторического развития драмы, основных этапов в эволюции драматических жанров и форм. Рассматриваются основные драматические категории и понятия. На конкретном художественном материале представлена жанровая система современной мордовской драматургии, выявлены природа конфликта и истоки формирования характера. Представлено современное состояние мордовской драматургии.

Предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов филологических специальностей.

Подготовка студентов факультета физической культуры к профессиональной деятельности : монография /

М. А. Гераськина, Е. А. Якимова, Г. В. Пожарова [и др.]; Министерство Просвещения Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 107 с. – ISBN 978-5-8156-1430-7. – Текст : непосредственный.


В монографии рассматриваются актуальные аспекты подготовки бакалавров факультета физической культуры МГПУ имени М. Е. Евсевьева к профессиональной деятельности учителя физической культуры. Проведенные исследования показали, что в условиях педагогического вуза имеются реальные возможности для поэтапного развития профессионального самоопределения будущего учителя физической культуры, которое рассматривается как процесс и результат действий субъекта, определяющего свое профессиональное будущее.

Результаты выполненной работы имеют прикладное значение для профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры и могут успешно использоваться в практической деятельности.

Пропедевтический курс русского языка : рабочая тетрадь /

авторы-составители: Л. П. Водясова, О. А. Романенкова, С. А. Уланова, Е. А. Жиндеева ; Министерство Просвещения Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 146 с. – ISBN 978-5-8156-195-6. – Текст : непосредственный.


Предложенные дидактические материалы представляют собой часть учебно-методического комплекса, разработанного для изучения дисциплины «Практикум по русскому языку» бакалаврами, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

Структура и содержание рабочей тетради позволяют совершенствовать как устное владение русским языком, так и навык письменного общения. Адресовано в качестве руководства аудиторной и внеаудиторной работы студентам педагогического направления различных профилей.

Теория и практика формирования логических универсальных учебных действий при обучении биологии в школе : монография /

М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, И. Ф. Маркинов [и др.] ; под общей редакцией М. А. Якунчева ; Министерство Просвещения Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 143 с. – ISBN 978-5-8156-1457-4. – Текст : непосредственный.


В монографии представлено научное обоснование актуальности формирования логических универсальных учебных действий у обучающихся при обучении биологии в школе; выражено уточненное представление об универсальных учебных действиях в отношении общего биологического образования; представлены описания методик формирования учебных действий сравнения, анализа, обобщения, установления причинных связей и интерпретации в процессе обучения биологии.

Предназначено для научных работников, преподавателей вузов, студентов, аспирантов, магистрантов и докторов наук.

Фольклорной поэтикань традициятне мокшэрзянь лиро-эпической жанрасо = Традиции фольклорной поэтики в лиро-эпических жанрах мордовской литературы : монография : на мордов. (эрзя) яз. /

С. Н. Маскаева, Е. И. Азыркина, О. И. Налдеева [и др.]; Министерство Просвещения Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 87 с. – ISBN 978-5-8156-1548-9. – Текст : непосредственный.


В монографии исследуются фольклорные традиции в литературе народов России. Рассматриваются проблемы взаимодействия литературы и фольклора в типологическом плане на материале поэмы мордовских писателей.

Предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов филологических специальностей.

Ценностно-смысловые ориентиры формирования поликультурной личности в условиях полиэтнического образовательного пространства : монография /

С. Н. Горшенина, Л. А. Серикова, И. А. Неясова, И. Б. Буянова ; Министерство Просвещения Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева". – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 117 с. – ISBN 978-5-8156-1435-2. – Текст : непосредственный.


В монографии рассматриваются теоретико-методологические основы формирования поликультурной личности в условиях полиэтнического образовательного пространства, раскрываются ценностно-смысловые ориентиры формирования поликультурной личности, представлены модель формирования поликультурной личности в образовательном пространстве полиэтнического региона и педагогические условия ее реализации.

Издание адресовано ученым, преподавателям и студентам вузов, педагогическим работникам системы образования, исследователям, заинтересованным в решении проблемы формирования личности в условиях полиэтнического образовательного пространства.