Литературные манифесты и декларации русского модернизма / отв. ред.: Ю. К. Герасимов, Е. И. Гончарова ; Ин-т рус. лит. РАН. – СПб. : Пушкинский Дом, 2017. – 950 с. : ил.
Издание представляет самую широкую панораму программных печатных выступлений, демонстрирующих философско-эстетические позиции практически всех модернистских течений в русской литературе конца XIX – первой трети XX в. Столь масштабный труд предпринимается впервые. Ранее литературные манифесты этой эпохи публиковались лишь в не претендовавших на полноту выборках, не в полном объеме и без серьезных историко-литературных комментариев. Тексты публикуются по малодоступным дореволюционным периодическим изданиям. Антология представляет собой самое полное в настоящее время собрание литературно-критических документов конца XIX – начала XX вв., отражающее творческие позиции ведущих направлений русского модернизма. В издание включены творческие декларации декадентства, символизма, акмеизма, футуризма. Тексты сопровождаются вступительными заметками и примечаниями.
Плюханова, М. Б. "Кипение света": Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории / М. Б. Плюханова ; Ин-т рус. лит. РАН. – СПб. : Пушкинский Дом, 2016. – 602 с. : ил.
В монографии рассматриваются произведения литургической поэзии и гомилетики, посвященные Богоматери, перешедшие в древнерусскую книжность или созданные начиная с последней четверти XIV в. В центре исследования – процесс развития церковных служб чудотворным богородичным иконам. Богородичная словесность рассматривается как определяющая новые идеи, ценности, общественные эмоциональные состояния на Руси. Выделяется значение Одигитрии-Наставницы. Особенности богородичной словесности, прежде всего световая символика, находят параллели в иконописи XV в. – у Дионисия и его школы. В историческом плане символизм Одигитрии и связанных с ней культов чудотворных икон использовался в XV–XVI вв. для консолидации сил сопротивления «агарянам», а также для политической борьбы. Специфика русских форм чествования Богоматери и ее икон проясняется в сопоставлении с богородичными культами, возросшими на итальянской земле в XV в., в период гибели Византийской империи.
Монография адресована филологам, историкам, искусствоведам.
Дорогой друг! Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 годов (историко-педагогическое исследование) : коллективная монография / под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. – М. : Памятники исторической мысли, 2016. – 568 с. : ил.
В монографии собраны и проанализированы школьные учебники, изданные в 1900–2000 гг. Показан богатый опыт российского учебного книгоиздания, его педагогическое содержание, меняющееся в зависимости от исторического периода и доминирующих идей. Работа над книгой поддержана грантами Российского гуманитарного научного фонда.
Предназначена для историков, теоретиков и практиков образования.
Научное наследие Н. А. Ганца в педагогическом пространстве России и Европы 1920–1930-х годов : монография / О. Е. Осовский, В. П. Киржаева, С. П. Гудкова [и др.] ; под общ. ред. В. П. Киржаевой, О. Е. Осовского ; Нац. исслед. мордов. гос. ун-т. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2017. – 152 с.
Монография посвящена личности и творчеству выдающегося педагога-компаративиста Н. А. Ганца, рассматриваемому в контексте культурно-образовательной, педагогической, идеологической и социальной активности российского зарубежья, педагогических процессов, протекавших в России, Европе и США в 1920–1930-е гг. Представлен широкий круг документов и материалов, остававшихся на периферии исследовательского интереса российских и зарубежных историков образования.
Адресовано всем интересующимся проблемами российского зарубежья.
Губогло, М. Н. Антропология доверия / М. Н. Губогло. – М. : ИД ЯСК, 2016. – 544 с. : ил. – (Studia historica).
Исследование посвящено взаимосвязанным феноменам доверия и справедливости, с помощью которых решается проблема группового самоутверждения на личностном, региональном и институциональном уровне. Важными инструментами эффективности доверия и справедливости как качественного продукта социального капитала и миротворческой доктрины межэтнических отношений выступают, в частности, референдумы, проведенные в начале нового тысячелетия в Гагаузии, Крыму и Приднестровье.
С целью осмысления доверия в антропологическом плане и этнологическом аспекте в научный оборот вводится разработанный автором концепт добродетельности (от слова «добродетели»), означающий «класс добродетелей» — институты и принципы, правила и нормы «Грамматики жизнедеятельности» как нравственно-моральной и миротворческой основы традиционной народной культуры.
Источником и движущей силой доверия выступает стремление к справедливости, ради которой имеет смысл бороться за сохранение групповой самобытности и за самоо-пределение. Реальным и потенциальным катализатором и энергией борьбы за справед-ливость и самоопределение являются успехи преодоления исторических травм, движение против переэтнизации, сопротивление этнократической форме нациестроительства и позитивный опыт социального капитала.
Смыслом движений за самоопределение в каждом из трех обследованных регионов является стремление сохранить традиции русскоязычия и русскокультурия.
Социальная политика в России и Китае : монография / отв. ред. З. Т. Голенкова ; Ин-т социологии РАН. – М. : Новый хронограф, 2016. – 528 с.
В монографии представлены работы российских и китайских социологов, посвященные социальной политике в обеих странах. Упор делается на особенности социальной политики, свойственные меняющимся обществам, вынужденным изменять институциональную систему вровень с изменяющейся экономикой и социальной сферой. В монографии отражены особенности социальной политики в ключевых для общества сферах социальной жизни – здравоохранении, образовании, рынках труда, защите материнства и детства. Монография позволяет определить сходные характеристики и различия социальной политики в двух странах.
Крюков, В. М. Весна и осень революционной дипломатии: Первое десятилетие советской политики в Китае. Т. 2 : 1922–1926 гг. / В. М. Крюков, М. В. Крюков. – М. : Памятники исторической мысли, 2015. – 608 с. : ил. (Документальная история советско-китайских отношений (1917–1929 гг.)).
Авторы использовали документы, хранящиеся в архивах России, Китая, США, Англии, Японии и Германии, чтобы восстановить начальную историю советской политики в Китае.
Русско-китайские отношения в XVIII веке : документы и материалы. Т. V : 1729–1733 / отв. ред. С. Л. Тихвинский. – М. : Памятники исторической мысли, 2016. – 910 с.
Настоящий сборник представляет собой том V документальной серии «Русско-китайские отношения в XVIII веке». (T. I издан в 1978 г.). Он посвящен китайским посольствам в России (1729–1733 гг.), главной целью которых было заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом России в войне, которую Китай вел с Джунгарским ханством, и привлечь приволжских кал¬мыков, подданных России, к войне против джунгар. Материалы сборника впервые вводят в научный оборот комплекс уникальных источников, содержащих сведения о подготовке к приему китайских посольств, переговорах, состоявшихся в Москве и в ставке хана приволжских калмыков, а также о первом в истории русско-китайских отношений пребывании цинских послов в столице Российской империи – С.-Петербурге. Помимо этого в т. V включены материалы, позволяющие исследователям на их основе воссоздать полную и объективную картину русско-китайских отношений в этот период.
Емельянова, Т. П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследования / Т. П. Емельянова ; Ин-т психологии РАН. – М. : Ин-т психологии РАН, 2016. – 476 с. – (Психология социальных явлений).
Монография освещает историю и развитие концепции социальных представлений, обобщает результаты многолетней работы автора. Большое внимание уделяется новейшим российским и зарубежным тенденциям в изучении социальных представлений. Приведены результаты исследований, проведенных автором и под ее руководством в течение последних лет. Изучены социальные представления в больших социальных группах, анализируется широкий круг проблем и явлений современного российского общества: межгрупповых отношений, миграции, урбанизации, экологических угроз, новых технологий в медицине и др.
Знаков, В. В. Психология понимания мира человека / В. В. Знаков ; Ин-т психологии РАН. – М. : Ин-т психологии РАН, 2016. – 488 с.
В монографии представлена авторская точка зрения на роль и место понимания в многомерном мире человека. Обсуждены методологические, теоретические и эмпирические проблемы исследований в области психологии понимания и психологии человеческого бытия. Проанализированы несколько направлений психологического исследования феномена понимания. Обосновано, что аналитическое расчленение мира человека на эмпирическую, социокультурную и экзистенциальную реальности дает возможность психологам изучать не только общее, но и особенное в понимании трех этих реальностей. Феномен понимания неоднороден, его психологические механизмы в разных плоскостях человеческого бытия отличаются друг от друга. Представленная в книге логика психологического анализа дает возможность рассмотреть основания понимания в целостном континууме «знания – опыт». Такой ракурс рассмотрения обсуждаемых областей научного знания открывает перед учеными возможность постановки и изучения новых для психологической науки проблем – постижения, непостижимого, тайны и др. Итогом монографии стала целостная модель теоретических оснований психологии понимания субъектом многомерного мира человека.
Логинова, Н. А. Антропологическая психология Бориса Ананьева / Н. А. Логинова ; Ин-т психологии РАН. – М. : Ин-т психологии РАН, 2016. – 366 с. (Методология, теория и история психологии).
В книге представлена психологическая теория Бориса Герасимовича Ананьева, которая построена на основе материалистического антропологизма и охватывает основные проблемы психологии: методологию и историю, психическое отражение, структуру личности, индивидуальное психическое развитие. Описаны основные события яркой жизни Б. Г. Ананьева, показана его огромная роль в становлении и развитии российской психологии, в создании ряда научных институтов и продуктивной научной школы. Обсуждаются вопросы научного наследия Б. Г. Ананьева в XXI в. Впервые публикуются некоторые труды ученого.
Прохоров, А. О. Образ психического состояния / А. О. Прохоров ; Ин-т психологии РАН. – М. : Ин-т психологии РАН, 2016. – 245 с.
В книге изложены результаты изучения образа психического состояния: концептуальные представления о природе образа, его феноменологические особенности, структура, динамика и др., связь образа состояния с другими психическими явлениями (процессами и свойствами личности) и составляющими сознания (рефлексивными процессами, значениями, смысловыми характеристиками и переживаниями), отношения между образом состояния и регуляторными процессами. Анализировались половозрастные особенности образа и проявления образа состояния в широком контексте бытия: этнопсихологические особенности, образ и болезнь, образ состояния и беременность и др.
Алямкина, Е. А. Органическая химия : учеб.-метод. пособие / Е. А. Алямкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 85 с. : ил.
Учебно-методическое пособие «Органическая химия» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. В первом разделе пособия рассмотрены правила поведения и работы в лаборатории органической химии. Во втором разделе приведен комплекс лабораторных работ, каждая из которых включает в себя теоретический минимум, методические рекомендации по выполнению лабораторной работы, контрольные вопросы. Методические рекомендации по выполнению каждой лабораторной работы включают в себя описание необходимых материалов, оборудования и реактивов, методику выполнения работы. Контрольные вопросы призваны акцентировать внимание студентов на наиболее важных положениях учебной дисциплины и позволят самостоятельно проверить полноту усвоения ими теоретического материала по дисциплине.
Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по профилю «Биология. Химия» направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование».
Ананьева, О. М. Экономика образования : учеб.-метод. пособие / О. М. Ананьева, Л. В. Стародубцева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 106 с.
Учебно-методическое пособие содержит тематику лекционных занятий, вопросы для обсуждения, методические рекомендации к практическим занятиям, задания для самостоятельной работы, список литературы, перечень вопросов к итоговому контролю.
Данные материалы предназначены для преподавателей и студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Виртуализация российского образования: перспективы развития : сб. науч.-метод. трудов студентов, магистрантов и молодых ученых по материалам Всерос. молодежной науч. интернет-конф. "Информационное общество и молодежь", Г. Саранск, 21–26 нояб. 2016 г. / редкол.: А. А. Зубрилин, К. Ю. Терешкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2017. – 131 с.
В сборник включены статьи, подготовленные студентами, магистрантами и молодыми учеными к Всероссийской молодежной научной интернет-конференции «Информационное общество и молодежь» (МГПИ, 21–26 ноября 2016 года).
Работы отражают достижения, проблемы и перспективы развития информационных и телекоммуникационных технологий в образовании и науке и могут быть использованы студентами, учителями и преподавателями вузов.