Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН ; Государственный музей заповедник М. А. Шолохова ; Российский архив литературы и искусства. – Москва : ИМЛИ РАН, 2020. – 848 с. – ISBN 978-5-9208-6619-2 – Текст : непосредственный.
Книга представляет читательскую почту М. А. Шолохова – одну из самых масштабных и уникальных в истории русской литературы. Впервые публикуемые письма читателей 1929–1955 гг. из архивов Москвы и станицы Вешенской (Музея-заповедника Шолохова и Архива семьи Шолоховых) по-новому воссоздают картину историко-литературного процесса ХХ века, раскрывают содержание диалога Шолохова и читателя, расширяют и углубляют понимание не только истории русской литературы советской эпохи, но в целом XX века русской культуры как века читателя.
Адресована филологам, историкам, социологам и широкому кругу читателей.
Е. А. Тахо-Годи, В. И. Мильдон, Ю. Б. Орлицкий [и др.] ; под редакцией Е. А. Тахо-Годи ; Институт мировой литературы ; Российская академия наук. – Москва : ИМЛИ РАН, 2020. – 542 с. – ISBN 978-5-9208-0607-9 – Текст : непосредственный.
Коллективная монография посвящена одной из наименее изученных страниц в истории русской литературы XIX столетия – предсимволизму. В книге предлагаются два варианта подхода к исследованию предсимволизма как самостоятельного явления: "узкий" – рассмотрение литературной ситуации эпохи "безвременья" 1870–1880-х годов, и "широкий" – понимание предсимволизма как особого направления в русской культуре, ставшего "мостом", связующим романтизм и символизм.
В книге впервые вводятся в научный оборот архивные материалы из эпистолярного и литературного наследия Вл. Соловьева, И. Ф. Анненского, А. Л. Волынского и др.
Книга может быть рекомендована филологам, философам, культурологам, а также всем интересующимся развитием русской культуры ХІХ – первой половины XX столетия.
Н. Г. Семенова; составление и предисловие А. Г. Гачевой ; Российская академия наук ; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. – Москва : ИМЛИ РАН, 2020. – 624 с. – ISBN 978-5-9208-0606-2 – Текст : непосредственный.
Книга посвящена Андрею Платонову, самому метафизическому писателю XX века. Исследование охватывает основной корпус его прозы и драматургии – от повестей «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Ювенильное море» до романов «Чевенгур» и «Счастливая Москва», от рассказов 1920-х годов до военной прозы, от пьесы «Шарманка» до гротескно-сатирической мистерии «Ноев ковчег». Автор опирается на выработанную ею методологию изучения литературы как образно-художественной формы философского освоения реальности, где метафизика неразрывна с поэтикой. Она рассматривает «идею жизни» Платонова, фундаментальные константы его миропонимания (смерть, родственность, память, эрос, тело, вещество существования и др.), вникая в глубинные пласты текста, в сюжеты, образы, мотивы, стиль, в ряд уникальных черт и деталей художественного мира писателя.
Е. Г. Сосновцева. – Москва : Издательский дом ЯСК, 2020. – 288 с. – ISBN 978-5-907117-93-8 – Текст : непосредственный.
Книга посвящена истории создания и бытования памятника русской региональной агиографии, Жития Паисия Угличского, в XVII-XVIII вв. Преподобный Паисий был настоятелем Угличского Покровского монастыря в XV в., в годы княжения Андрея Васильевича Большого, однако его житие было составлено значительно позже, не ранее конца XVI в. В исследовании прослеживается литературная история памятника и связанная с ним рукописная традиция. В отдельной главе представлены лингвистические характеристики текста и особенности грамматического варьирования, прослеживаемого по разновременным спискам памятника. Последнее позволяет описать процессы, характеризующие церковнославянский язык, которым написаны памятники региональной агиографии XVII-XVIII вв. Житие Паисия Угличского исследуется не только индивидуально, но и в кругу других житийных памятников города Углича. В частности, описан процесс формирования местного агиографического сборника и его связь с местной историографией и старообрядческой культурой Углича. Вторая часть книги представляет собой публикацию краткой и пространной редакций Жития Паисия Угличского.
Издание предназначено для историков древнерусского и церковнославянского языка и литературы, а также всех, кто интересуется историей и культурой города Углича.
редколлегия : Г. Н. Воронцова (ответственный редактор) [и др.] ; Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук. – Москва : ИМЛИ РАН, 2019. – 559 с. – ISBN 978-5-9208-0599-7 – Текст : непосредственный.
Сборник статей подготовлен в рамках проекта научного собрания сочинений А. Н. Толстого, работа над которым ведется в стенах Института мировой литературы им. A. M. Горького РАН. Именно этим продиктован пристальный интерес авторов труда – исследователей Москвы и Петербурга, Самары, Саратова, Курска, Барнаула – не только к биографическим и поэтическим аспектам творчества писателя, но и к истории создания его произведений, текстологическим интерпретациям, опытам научного комментария, источниковедческой исследовательской базе.
Издание адресовано специалистам-филологам, а также всем, кто интересуется историей русской литературы XX века и творчеством А. Н. Толстого.
Б. Л. Фонкич; Институт всеобщей истории РАН ; Центр "Палеография, кодиколония, дипломатика". – Москва : Издательский дом ЯСК, 2020. – 234 с. – ISBN 978-5-907290-07-5 – Текст : непосредственный.
Работа представляет собой многолетнее исследование византийского маюскула – греческого книжного письма IV–X вв. Среди дошедших до нас его образцов лишь две рукописи до IX в. являются датированными. Это означает, что палеографическое изучение огромного периода истории книжной культуры Византии было невозможным на протяжении всего времени существования науки о греческой рукописной книжности. Благодаря рукописным коллекциям, прежде всего – российских хранилищ, за последние годы удалось сделать важные наблюдения относительно датировки греческих маюскульных рукописей главным образом VIII–IX вв., которые фактически меняют весь подход к изучению манускриптов указанного времени, создавая новые представления о хронологии византийского маюскульного письма.
К. Г. Фрумкин. – Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. – 280 с. – ISBN 978-5-4469-1342-8 – Текст : непосредственный.
Исследования русской классической драматургии до недавнего времени не стремились выявить лейтмотивы русской драмы на большом массиве текстов. В книге впервые делается попытка описать сквозные мотивы русской классической драмы XIX – первой трети XX века, от Грибоедова до Эрдмана.
С. А. Кондратьева, М. В. Шмакова ; ИНОЗ РАН. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2019. – 248 с. – ISBN 978-5-4469-1577-4 – Текст : непосредственный.
На сегодняшний день в Институте озероведения РАН разработана и успешно используется моделирующая система, ориентированная на количественную оценку процессов, происходящих в системе водосбор – водоток – водоем, а также на прогнозирование последствий воздействия на систему антропогенных и климатических факторов в условиях дефицита данных натурных наблюдений. Компонентами системы являются детерминированные модель формирования стока на водосборе, модель выноса с водосбора растворенных примесей, формирующих внешнюю нагрузку на водоем, модель стока наносов, модель массопереноса в русле реки, модель течений и переноса примесей в водоеме, а также стохастическая модель погоды. Дальнейшее развитие моделирующей системы связано с расширением ее компонентов, совершенствованием системы наземного и дистанционного мониторинга, а также с восстановлением системы подготовки квалифицированных российских специалистов в различных направлениях наук о Земле.
А. А. Вербицкий. – Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2019. – 316 с. – ISBN 978-5-4469-1644-3 – Текст : непосредственный.
В монографии анализируется проблемная ситуация в мировом образовательном пространстве, требующая перехода от традиционного «абстрактного метода школы» к практико-ориентированному образованию с опорой на фундаментальное содержание наук о природе, обществе и человеке. Показано, что основными источниками становления такой парадигмы являются эмпирические в своей основе педагогические инновации и обобщающая их психолого-педагогическая теория. Однако реформа российского образования, основное направление которой составляет компетентностный подход, пока не опирается на какую-либо психолого-педагогическую теорию. В качестве такой теории может выступить теория контекстного образования, развиваемая в одноименной научной школе.
Монография адресуется исследователям мировых тенденций перехода к современной образовательной парадигме, проблем реформы образования в России и развития образования в США, отслеживаемых на материале общего и различного в становлении и научной основе контекстного образования. Книга будет полезна также руководителям образования, преподавателям-практикам на всех уровнях системы непрерывного образования, а также студентам, обучающимся в бакалавриате и магистратуре, аспирантам, готовящим диссертации по педагогике и психологии.
В. Г. Калашников. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2019. – 384 с. – ISBN 978-5-4469-1493-7 – Текст : непосредственный.
В данной монографии контекст представлен как психический семиотический механизм (функциональный орган психики, окказиональнное семантическое поле, образованное пересечением других полей), обеспечивающий порождение значения и смысла посредством соотнесения психических фрагментов. На этой основе все психические явления описываются как контекстуальные. Описаны характеристики и свойства психологического контекста. Проанализированы методологические предпосылки формирования контекстного подхода в психологическом исследовании. Разработан комплекс принципов, метод контекстного анализа, комплекс психологических контекстов для повышения системности исследования психических явлений.
Л. М. Митина ; Институт российской истории РАН. – Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2019. – 396 с. – ISBN 978-5-4469-1611-5 – Текст : непосредственный.
В монографии представлено всестороннее исследование, включающее актуальные разработки и идеи, направленные на решение важнейшей проблемы современной психологии – интеграцию конструктивных компонентов профессионального развития и карьеры, дающую возможность создания обобщающей концепции, инновационной психологической технологии и коррекционно-развивающих программ эффективного профессионально-карьерного развития личности.
Принципиально новым является системный личностно-развивающий подход к изучению психологических закономерностей профессионально-карьерного развития, который качественно расширяет объектно-предметное поле исследований в разных пространствах профессиональной жизнедеятельности человека и делает возможным содержательное и экспериментальное изучение личностно-профессионального и карьерного развития на разных этапах онтогенеза и разных стадиях профессиональной жизни человека, а также позволяет осуществлять научно-обоснованный прогноз построения профессионального будущего человека.
Монография предназначена для широкого круга читателей: научных работников, докторантов и аспирантов, педагогов и студентов, практических психологов и коуч-тренеров, а также для специалистов, интересующихся проблемами личностного, профессионального и карьерного развития.
Д. И. Жутаев. – Москва : Издательский дом ЯСК, 2020. – 296 с. – ISBN 978-5-907290-27-3 – Текст : непосредственный.
Настоящая работа представляет лингвистическое и теоретико-культурное исследование одного из ранних памятников литературы на буддийском гибридном санскрите – трактата о десяти ступенях бодхисаттвы «Дашабхумика» (Dasabhumika), излагающего стадии духовного роста адепта на пути к Просветлению.
Настоящее исследование публикуется в острый момент пересмотра мировой буддологией оснований истории буддизма и будет содействовать как прояснению конкретных положений буддийского учения, так и постановке целого ряда общетеоретических проблем. Одной из таких проблем следует считать введение понятия «раннебуддийского доктринального текста» (РДТ) как класса канонических сочинений различных школ.
Л. А. Спиридонова; ответственный редактор : А. Г. Плотникова ; Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук. – Москва : ИМЛИ РАН, 2019. – 254 с. – ISBN 978-5-9208-0600-0 – Текст : непосредственный.
Монография Л. Спиридоновой является научным трудом, в котором на обширном материале эдиционной практики второй половины XX-XXI веков ставятся и решаются наиболее важные теоретические проблемы текстологии: подготовка полных научных и академических собраний сочинений классиков, выбор источника основного текста, проблемы "авторской воли", цензуры и автоцензуры, издание произведений писателей русского зарубежья, неоконченных произведений, реконструкции текстов и др. Теоретические выводы подкрепляются конкретными примерами из истории подготовки собраний сочинений классиков. В книге дается краткий очерк развития текстологии со второй половины XX века до наших дней, а также анализ существовавших в мире текстологических школ и направлений: немецкой, французской, англо-американской и русской.
Книга рассчитана не только на ученых, но и на издателей, редакторов, а также студентов и аспирантов гуманитарных вузов.
В. П. Визгин ; Институт философии РАН. – Москва : Издательский дом ЯСК, 2020. – 695 с. – ISBN 978-5-907290-20-4 – Текст : непосредственный.
В книге рассматриваются философские и методологические проблемы истории науки. В их основу положены результаты многолетних исследований автора категории качества в античности, а также идеи множественности миров и роли герметического импульса в генезисе новоевропейской науки. Важное место уделено проблеме интерпретации научно-филосовского текста, соотношение традиций и инноваций в науке, значению социальных структур и культуры как факторов развития научно знания. Последний раздел книги посвящен личным воспоминаниям об известных советских и российских философах и ученых, занимавшихся методологией и философией науки, с которыми автору посчастливилось вместе работать, и об интеллектуальной атмосфере эпохи подъема отечественных исследований в области методологии и философии науки и её истории.
Книга предназначена для интересующихся историей и философией науки и историей исследований её философских и методологических проблем в нашей стране в последние десятилетия ХХ века
Т. Ю. Сидорина. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. – 144 с. – ISBN 978-5-4469-1392-3 – Текст : непосредственный.
В книге в популярной форме рассказывается об одном из важнейших социальных феноменов XX столетия – государстве всеобщего благосостояния. Автор обращается к истории возникновения и развития государства всеобщего благосостояния, идеям, послужившим теоретическим основанием этого концепта, эволюции теории государства благосостояния, моделям социальной политики, проводившейся в разных странах в рамках государства всеобщего благосостояния.
Издание адресовано широкой читательской аудитории: студентам и аспирантам гуманитарных и социально-экономических специальностей, преподавателям, научным исследователям и всем интересующимся социальной историей и теорией современности.
- Все вузы России в одном каталоге
- Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского
- Доступ к каталогам библиотек сферы образования и науки
- Национальная электронная библиотека
- РИНЦ
- ЭБС "Лань"
- ЭБС "Юрайт"
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
- Электронная библиотека диссертаций РГБ
- Электронная библиотека МГПУ