Диалектологический атлас удмуртского языка : карты и комментарии. Вып. V / Р. Ш. Насибуллин [и др.] ; Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2015. – 256 с.
Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой диалектологический атлас удмуртского языка, отражающий состояние удмуртских диалектов на рубеже XX–XXI вв. и состоящий из оглавления, предисловия, списка опорных пунктов, карт и комментариев к ним. В комментариях содержатся исторические, этнографические и этимологические наблюдения и выводы, несущие в полной мере и просветительскую функцию. Карты выполнены по электронно-цифровой технологии. Это единственный атлас по финно-угорским языкам Российской Федерации. Книга рассчитана на языковедов, преподавателей вузов, учителей, аспирантов и студентов-филологов, а также на тех, кто интересуется историей и культурой народов Поволжско-Уральского этнокультурного региона.
Добровольский, Д. О. Беседы о немецком слове = Studien zur deutschen Lexik / Д. О. Добровольский. – М. : Языки славянской культуры, 2013. – 743 с.
В книге рассматриваются основные проблемы немецкой лексики и фразеологии. В качестве теоретической основы используются положения современной лингвистической семантики, теоретической лексикографии и теории перевода. Кроме того, поднимается ряд новых вопросов, ответы на которые стали возможны только на современном этапе развития науки о языке. Основная цель этой книги – показать на самых разнообразных примерах, чем лексическая система немецкого языка отличается от русской лексической системы.
Монография адресована как специалистам по немецкому языку, лексиче¬ской семантике и лексикографии, так и студентам-филологам.
Зализняк, А. А. Древнерусское ударение : общие сведения и словарь / А. А. Зализняк ; Ин-т славяноведения РАН. – М. : Языки славянской культуры, 2014. – 727 с.
Книга включает очерк древнерусской акцентной системы и акцентологический словарь древнерусского и старовеликорусского языка (XIV–XVII вв.), содержащий около 12100 статей. Словарь построен на обследовании около 120 древнерусских и старовеликорусских письменных памятников указанных веков. Книга относится к тому отделу исторической русистики, который разработан ещё совершенно недостаточно и в общих курсах истории русского языка либо вообще отсутствует, либо представлен лишь беглыми (и часто неточными) замечаниями. Она призвана помочь в устранении этого «белого пятна» в комплексе знаний об истории русского языка.
Издание предназначено как для специалистов (лингвистов, литературоведов, историков), так и для всех интересующихся историей русских слов и их ударения.
Карпова, Т. А. Английский язык : учеб. пособие / Т. А. Карпова, А. С. Восковская. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2016. – 363 с.
Текстовый материал, система упражнений и тестов представляют собой прекрасную базу для взаимосвязанного развития навыков и умений основных видов речевой деятельности, систематизации грамматического материала, расширения словарного запаса обучающихся, а также для основательной подготовки к сдаче текущих зачетов и экзаменов по английскому языку. Включает в себя: курс повторения; основной курс, в состав которого входят тексты для изучающего чтения, аннотирования, реферирования, письменного перевода, домашнего чтения; тексты-диалоги для воспроизведения и двустороннего перевода; упражнения и тесты; сценарии проведения ролевых игр, задания по подготовке проектов; грамматические пояснения ко всем разделам учебного пособия; англо-русский словарь контекстуальных значений активной лексики.
Для студентов бакалавриата неязыковых высших учебных заведений.
Карпова, Т. А. English for Colleges = Английский язык для колледжей : учеб. пособие / Т. А. Карпова. – 14-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2016. – 282 c.
Составлено по целевому и тематическому принципу и включает в себя вводно-коррективный курс, основной курс, грамматический справочник, словарь контекстуальных значений активной лексики. Текстовый материал и система упражнений высокого научно-методического уровня представляют собой прекрасную базу для взаимосвязанного развития навыков и умений основных видов речевой деятельности, систематизации грамматического материала, расширения словарного запаса обучающихся и, следовательно, для основательной подготовки студентов средних специальных заведений к сдаче текущих зачетов и экзаменов по английскому языку.
Для студентов учебных заведений СПО всех специальностей, изучающих английский язык.
Кожевникова, Н. А. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX–XX вв. Вып. 3 : «Растения» / Н. А. Кожевникова, З. Ю. Петрова ; отв. ред. Л. Л. Шестакова. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – 446 с.
Книга представляет собой третий выпуск «Материалов к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX–XX вв.». (Первый выпуск «Материалов...» – «Птицы» – вышел в свет в 2000 г., второй выпуск – «Звери, насекомые, рыбы, змеи» – в 2010 г.). Третий выпуск словаря включает расположенные в идеографическом порядке метафоры и сравнения, в которых различные реалии (человек, душа, мысль, слово, время, свет, огонь, ветер и т. д.) сравниваются с растениями. Структура каждой словарной статьи выпуска определяется структурой семантического поля «Растения». В каждой словарной статье материал разграничивается далее по формально-синтаксическим типам конструкций, в которых встречаются опорные слова тропов. Основные из них – метафоры, сравнения, конструкции параллелизма, метаморфозы. Словарь может быть полезен для различных исследований по теории и истории языка художественной литературы, в практике вузовского и школьного преподавания.
Красухин, К. Г. Philologica parerga. Статьи по этимологии и теории культуры / К. Г. Красухин. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – 512 с.
В книгу вошли работы, публиковавшиеся автором в 1994–2015 гг. В них рассматривается происхождение слов, обозначающих важнейшие понятия человеческой жизни и культуры: время, человек, слово, смысл, имя и т. д. В ряде статей реконструируются фрагменты картины мира и древнейшей истории индоевропейцев: представление о небе, первичные миграции, особенности поэтики. Особое внимание уделяется таким понятиям, как культура, цивилизация, этика. Исследуются отдельные сюжеты античной и русской литературы: понятие античности как типа культуры, творчество поэтессы Эринны (IV в. до н. э.), история русских и советских песен. В особый раздел вынесены очерки, посвященные большим лингвистам прошлого и настоящего.
Лэнг, М. Сборник тестов для подготовки к ГИА. Основной Государственный Экзамен по английскому языку в 9 классе : учеб. пособие по англ. яз. / М. Лэнг, А. И. Немыкина, А. В. Почепаева. – М. : Лэнгвидж 360, 2015. – 138 с. : ил.
Сборник тестов предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по английскому языку за курс основной школы. Предлагаемое пособие построено по тематическому принципу. Тематика тестов соответствует темам, изучаемым в УМК Choices Intermediate издательства Pearson.
Макаров, В. И. Формирование восточнославянской диалектологии как историко-лингвистической дисциплины во II-й половине XVIII – I-й половине XX вв. : науч. монография / В. И. Макаров ; Брянский гос. ун-т. – Брянск, 2015. – 392 с.
Данная работа – первое монографическое научное исследование исторического характера, раскрывающее историю зарождения и развития ареальной лингвистики у трех восточнославянских народов в ее единстве и тесном взаимодействии деятелей науки. Раскрываются процессы постепенного выделения данной науки из антропологии и этнографии и формирования у нее своего объекта исследования; реконструируется сложная история поиска приемов членения и классификации диалектного материала, осмысления основных единиц структуры диалектного языка, характера границ между языками, наречиями и говорами. Заметное место занимает рассказ о зарождении в России идеи лингвистической географии и активной деятельности Отделения русского языка и словесности Академии Наук по организации изучения с этой целью восточнославянских говоров. Исследование в значительной мере базируется на обширном материале научных архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.
Немыкина, А. И. ЕГЭ. Устная часть. Английский язык. Сборник тесто : учеб. пособие по англ. яз. с компьютерным диском / А. И. Немыкина, А. В. Почепаева. – М. : Лэнгвидж 360, 2015. – 54 с. : ил. + CD.
Инновационное пособие представляет собой сборник тестов для проверки навыков устной речи, а также тренажер для отработки навыков сдачи устной части ЕГЭ по английскому языку на компьютере. Задания тестов соответствуют формату устной части ЕГЭ которая станет обязательной частью итоговой аттестации в 11 классе. Поскольку устная часть экзамена будет представлять собой компьютеризированный тест, предлагаемое пособие содержит тренажер, позволяющий сформировать и развить навыки, необходимые для сдачи экзамена в подобном формате. Пособие содержит один демонстрационный тест и 20 тренировочных тестов. Рассматриваются стратегии выполнения заданий и прилагаются аудиозаписи с примерами выполнения всех заданий демонстрационного теста, а аудиозаписи текстов для чтения вслух.
Перцов, Н. В. Лингвистика, поэтика, текстология : избранные статьи / Н. В. Перцов ; Ин-т рус. яз. РАН. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – 694 с.
В соответствии с тремя областями филологии, к которым относятся включаемые в книгу работы (лингвистика, поэтика, текстология), сборник подразделяется на три соответствующих одноименных раздела. Сквозные мысли работ сборника: 1) скрепляющая роль лингвистики в широкой области филологического знания; 2) отказ в области филологии – понимаемой широко, т. е. при включении в нее собственно лингвистической проблематики, – от категорических утверждений; 3) необходимость в этой области ранжированной характеристики явлений и фактов – в соответствии с недискретной природой языкового смысла; 4) необходимость в большом числе случаев не жестко бинарной характеристики объекта, а введения особых небинарных шкал; 5) всемерный учет феноменов языковой неоднозначности и неопределенности, пронизывающих филологию; 6) взаимопроникновение диахронических и синхронических явлений.
Словарь промысловой лексики Северной Руси XV–XVII вв. Вып. 3 : П–Я / сост. Е. П. Андреева [и др.] ; Вологодский гос. ун-т. – СПб. : ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2015. – 543 с.
Словарь содержит описание промыслово-ремесленной лексики в начальный период формирования русского национального языка (XV–XVII вв.). В словаре представлена лексика, относящаяся к основным промыслам и ремеслам Северной Руси – железоделательному, соляному, строительному, лесному, рыболовецкому, судостроению, а также к художественному творчеству (иконопись, ювелирное дело, шитье и др.). Словарь рассчитан на широкий круг специалистов – филологов, историков, этнографов, искусствоведов, студентов гуманитарных вузов и преподавателей средних школ – словесников и историков, а также всех интересующихся историей зарождения и развития промышленности в России.
Словарь русского языка XVIII века. Вып. 21 : Подоба–Помощный / гл. ред. А. А. Алексеев ; Ин-т лингв. исследований РАН. – СПб. : Наука, 2015. – 238 с.
«Словарь русского языка XVIII века» представляет собой систематическое описание лексики русского языка в эпоху формирования в России нового литературного языка на национальной основе. Словарь рассчитан на широкий круг специалистов-филологов, историков науки и культуры, искусствоведов, а также учащихся гуманитарных вузов и преподавателей средних школ – словесников и историков. Он может служить справочным пособием для всех, кто интересуется произведениями литературы и письменности этого времени.
Этнолингвистика и лингвокультурология художественных текстов Михаила Шолохова : монография / под ред. О. А. Давыдовой. – М. : МПГУ, 2015. – 490 с. : ил.
Коллективная монография содержит научные исследования текстов М. А. Шолохова, выполненные в аспекте этнолингвистики и лингвокультурологии. На разном языковом материале авторы показывают, как классик русской литературы XX века отразил жизнь особого народа России – донских казаков, среди которых писатель прожил всю жизнь, которые были главными героями его произведений.