Ресурсы библиотеки
Статистика
Фонды библиотеки
Общий фонд:
303 869
Книжный фонд:
212 513
Электронные ресурсы:
19 758
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Новые поступления / 2016 год / II квартал
Смилянская, Е. Б. Греческие острова Екатерины II. Опыт имперской политики России в Средиземноморье / Е. Б. Смилянская. – М. : Индрик, 2015. – 423 с. : ил.

Монография профессора НИУ Высшая школа экономики Е. Б. Смилянской посвящена исследованию российского присутствия на греческих островах в 1770-е годы. На основании новонайденных архивных документов и материалов полевых исследований в Греции в 2009–2015 гг. автор анализирует опыты государственного строительства на отторгнутых у османской империи островах Эгейского моря, исследует социокультурную и политическую жизнь островов, вступивших в подданство Екатерины II, инфраструктуру и повседневную жизнь российской военной базы на острове Парос. В Приложениях Карла-Людвига фон Толя, содержащего подневные записи его участия в Архипелагской экспедиции, а также переиздается сочинение М. Г. Коковцова «Описание Архипелага» (1786 г.). Издание предназначено для специалистов и всех интересующихся отечественной историей.

И. В. Сталин: pro et contra : антология. Т. 1 / сост. А. А. Хлевов ; отв. ред. Д. К. Богатырев. – СПб. : РХГА, 2015. – 879 с.

Настоящая антология, посвященная И. В. Сталину, входит в четырехтомник, подготовленный к 70-летию Великой Победы, наряду с томами о Ш. де Голле, Ф, Рузвельте и У. Черчилле. Книга первая освещает деятельность Сталина-главнокомандующего советской армией в период Великой Отечественной войны. Издание воссоздает противоречивый облик генералиссимуса в культурной памяти нескольких поколений советских людей. В нем представлены суждения военачальников, конструкторов, руководителей, писателей и исследователей-историков.
Книга адресована самому широкому кругу читателей.

И. В. Сталин: pro et contra : антология. Т. 2 / сост. И. В. Кондаков; отв. ред. Д. К. Богатырев. – СПб. : РХГА, 2015. – 879 с.

Антология воссоздает противоречивый облик Сталина в культурной памяти нескольких поколений советских людей. В книге представлены редкие тексты самого Сталина: его стихи, статьи, выступления, приказы Верховного главнокомандующего, исторические тосты; воспоминания современников, документы. Даются образцы художественных произведений, в которых отражена рецепция образа Сталина – революционера, вождя, полководца, человека: романы и рассказы, пьесы и стихотворения, созданные очевидцами сталинской эпохи и позднейшими интерпретаторами – 2-й половины XX и начала XXI в. Показан образ Сталина, каким он является в фольклорных и псевдофольклорных текстах (новинах, легендах, частушках, анекдотах).
В антологию включены аналитические экскурсии историков, философов, филологов и культурологов, размышляющих о личности и характере Сталина, его философских и религиозных представлениях, о стиле деятельности и творчестве, о значении для русской и советской культуры и его месте в российской, советской и мировой истории. Взаимная полемичность этих научных и философских дискурсов обусловлена как временем осмысления, так и мировоззренческой позицией авторов.

Тьюторское сопровождение исторического образования : учеб. пособие / авт.-сост. Л. В. Василькина, С. С. Еремина, И. А. Зеткина [и др.] ; ред. И. А. Зеткина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 94 с.

Учебное пособие подготовлено, исходя из задач современного исторического образования и требований к профессиональным качествам педагога историка. Авторы-составители обобщили зарубежный и российский опыт тьюторского сопровождения образования, адаптировали его для студентов исторического профиля подготовки.
Пособие включает теоретические сведения и методические материалы, которые дополняют учебник «методика обучения истории» и способствуют расширению, углублению и лучшему усвоению знаний в области преподавания истории.
Издание предназначено для студентов и педагогов-историков.

Финно-угорский мартиролог жертв государственного террора в СССР. Вып. 6 : Самодийцы. Угры. Финны / сост. Н. И. Антонов ; отв. ред. В. К. Абрамов. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 344 с.

Настоящий сборник содержит 1401 справку, на вепсов, ижорцев, манси, нганасанов, ненцев, селькупов, хантов, а также венгров, проживавших в СССР, которые были репрессированы только по опубликованным Книгам Памяти, репрессированных в различных областях и республиках, а так же другим опубликованным и частично готовящимся к публикациям источникам, а поэтому содержат лишь небольшую часть имен людей, которые были подвергнуты незаконным репрессиям в те годы.
Сборник предназначен для родственников репрессированных специалистов-историков, а также всех интересующихся историей народов уральской языковой семьи.

Черепнин, Л. В. Моя жизнь : воспоминания, комментарии, приложения. Т. 1 / Л. В. Черепнин ; сост., общ. ред. В. Д. Назарова ; Ин-т всеобщей истории РАН. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – 398 с. : ил.

Публикуемые воспоминания академика Л. В. Черепнина, историка с мировым именем, авторитетнейшего специалиста по средневековой Руси, охватывают почти полстолетия жизни страны и общества. Мемуары вместили в себя факты его биографии в потоке событий Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны в России, периода НЭП и первых сталинских репрессий, Великой Отечественной войны. На рубеже 1970-х гг. автор осмысливал как в его личных судьбах студента, аспиранта, заключенного, научного сотрудника, доцента преломились, порой трагические этапы становления советской исторической науки.
Издание снабжено комментариями, справочными разделами и статьей о творчестве Л. В. Черепнина.

Черепнин, Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. Т. 2 / Л. В. Черепнин ; послесл. В. Д. Назарова ; Ин-т всеобщей истории РАН. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – 431 с.

Во втором томе настоящего издания публикуются репринт монографии академика Л. В. Черепнина, вышедшей в свет в 1978 г. посмертно. Автор сам сдал машинопись в издательство «Наука», успел частично ознакомиться с корректурой, но не дождался ни сигнального экземпляра, ни тиража книги. Этот труд входит в комплекс фундаментальных исследований Л. В. Черепнина, за которые ему в 1981 г. присуждена Государственная премия. Монография полностью сохраняет научную актуальность до настоящего времени как единственное в отечественной и мировой историографии системное исследование истории земских соборов, общегосударственных сословно-правительственных институтов на всем протяжении их возникновения и эволюции в XVI–XVII вв. В книге также проведено сопоставление со схожими институтами других европейских стран на базе уровня научных знаний в 1960 – начале 1970-х гг.
В приложении опубликована статья с обзором публикаций и работ по данной проблематике за конец XX – начало XXI вв.

У. Черчилль: pro et contra : антология / сост. : С. Н. Полторак, А. В. Зотова ; отв. ред. Д. К. Богатырев. – СПб. : РХГА, 2015. – 822 с.

Антология, посвященная У. Черчиллю, входит в четырехтомник, подготовленный к 70-летию Великой Победы, наряду с томами о И. В. Сталине, Ш. де Голле и Ф. Рузвельте. Одним из самых привлекательных и противоречивых исторических персонажей Великобритании для россиян является Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль. Премьер-министр Великобритании в 1940–1945 гг. и 1951–1955 гг., он и в другие периоды истории оказывал значительное влияние на формирование британской политики в отношении нашего государства.
В настоящем издании осуществлена попытка изучения личности У. Черчилля с учетом ментальности советского человека (россиянина). С этой целью составители в хронологическом порядке представили подборку публикаций об этом человеке. Публикуемые материалы могут позволить читателю, взвесив все pro et contra, сформировать свое представление об этой неординарной личности.
Книга адресована самому широкому кругу читателей.

Вишленкова, С. Г. Идеи Ф. Ницше в литературном сознании США конца XIX – начала XX вв. : монография / С. Г. Вишленкова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 118 с.

Настоящая монография посвящена исследованию процесса рецепции идей и творчества Ф. Ницше американским литературным сознанием конца XIX – начала XX в., а именно анализу особенностей осмысления и интерпретации творчества Ф. Ницше американской литературной критикой в лице Д. Г. Хьюнекера и Г. Л. Менкена, исследованию различных аспектов художественного восприятия идей немецкого мыслителя в творчестве классиков американской литературы – Д. Лондона и Т. Драйзера.
Монография рассчитана на специалистов в области зарубежной литературы, магистрантов, аспирантов, практикующих учителей иностранных языков и студентов, осваивающих образовательную программу направления бакалавриата.

Касаткина, Т. А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского / Т. А. Касаткина ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2015. – 522 с. : ил.

Книга посвящена проблеме авторской позиции в произведениях Ф. М, Достоевского, анализу структуры образа и ее функций в его текстах. Описывается двусоставный образ Достоевского, скрывающий под современным обликом вечный лик, и – главное – конкретные средства и пути создания такого образа. Двусоставный образ одновременно служит средством ориентации в современности и способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры – Ветхий Завет и Евангелие – без эстетической отстраненности этически и эмоционально сопричастно, как описание происходящего в данную минуту.
Анализ структуры слова персонажа и повествователя, анализ образа, создаваемого Достоевским, позволяет выявить те места, где обнаруживается авторская позиция, не выраженная в прямом дискурсе.

Маскаева, С. Н. Русскоязычная литература Мордовии : учеб. пособие / С. Н. Маскаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 150 с.

Учебное пособие является значимой составляющей учебно-методического комплекса дисциплины «Родная литература». Его цель – представление теоретических знаний о литературном процессе Мордовии в контексте русской литературы. В учебном пособии представлен как теоретический материал, дополняющий базовые учебники по дисциплине, так и комплекс методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов и различных форм контроля за ней.
Содержание учебного пособия соответствует ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
Предназначено для студентов и преподавателей филологических факультетов вузов.

Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917–1941 гг. : исследования и архивные материалы / отв. ред. Е. Д. Гальцова ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2015. – 872 с. : ил.

Коллективная монография «Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917–1941 гг.: исследования и архивные материалы» посвящена изучению культурных взаимодействий между СССР и странами Европы и США. Наряду с исследовательскими главами в ней представлены публикации рукописей (Р. Роллан, А. Мальро, П. Паскаль и др.) и малоизвестных материалов, а также сценическая композиция И. Аксенова – П. Клоделя «Тиара века».
Книга предназначена для специалистов-литературоведов, искусствоведов, историков, а также широкого круга читателей.

Русская литература в зеркалах мировой культуры: рецепция, переводы, интерпретации / ред.-сост. М. Ф. Надъярных, В. В. Полонский ; отв. ред. А. Б. Куделин ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2015. – 973 с. : ил.

Предлагаемая вниманию читателя книга – коллективное междисциплинарное исследование русской литературы как важного фактора межкультурных взаимодействий, объекта восприятия, переводов, интерпретаций и адаптации в словесности, философии, музыке, иных видах искусства разных национальных традиций: европейских, азиатских, американских. Работа, написанная коллективом ученых из России, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Турции, Китая и Бразилии, призвана способствовать углубленному осмыслению ключевой роли отечественной литературы в формировании образа нашей страны в мировом культурном пространстве XIX–XXI веков.
Книга рассчитана на филологов, историков, искусствоведов, философов, социологов, культурологов и широкий круг читателей-гуманитариев, интересующихся соответствующей проблематикой.

Терехина, В. Н. «За струнной изгородью лиры...» : научная биография Игоря Северянина / В. Н. Терехина, Н. И. Шубникова-Гусева ; ред.-сост. М. Ф. Надъярных, В. В. Полонский ; отв. ред. А. Б. Куделин ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2015. – 574 с. : ил.

Жизнь и творчество Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева, 1887–1841) – одного из символов Серебряного века русской поэзии, до сих пор недостаточно изучено. Представленный труд выполнен в рамках академической программы Отделения историко-филологических наук РАН и впервые воссоздает основанную на архивных источниках научную биографию поэта.
Монография состоит из четырех частей соответственно четырем периодам творческого пути поэта, содержит более семидесяти иллюстраций.
В Приложении к тексту впервые воспроизводится рукописная книга Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1935).

Творчество В. В. Маяковского. Вып. 3 : Текст и биография. Слово и изображение / сост. и отв. ред. В. Н. Терехина ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2015. – 598 с. : ил.

Третий выпуск коллективного труда «Творчество В. В. Маяковского: текст и биография, слово и изображение» подготовлен на основе докладов Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Твери, а также Бразилии, Германии, Италии, Польши, США, Украины, Франции, Японии на международной научной конференции «Маяковский и его время» (ИМЛИ РАН, 2013). В центре внимания – творческая биография Маяковского, текстология и особенности поэтического языка его произведений, их восприятия в иной социокультурной среде. Впервые выделен особый раздел, посвященный взаимосвязи литературы и искусства русского авангарда, книжно-плакатному творчеству Маяковского. Книга завершается публикацией воспоминаний, писем, архивных документов.