Грузины / отв. ред.: Л. К. Бериашвили, Л. Ш. Меликишвили, Л. Т. Соловьева ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Комиссия по истории, археологии и этнологии Нац. АН Грузии. – М. : Наука, 2015. – 813 с.
Очередной том фундаментальной серии «Народы и культуры» посвящен историко-этнографическому исследованию грузин – одного из древнейших автохтонных народов Кавказа. В монографии рассматриваются основные этапы этнической и социально-политической истории, демографические процессы, материальная культура, формы хозяйства, традиции ремесленного производства, вопросы семьи и семейного быта, система родства, свадебная обрядность, обряды жизненного цикла, общественный быт и религиозные верования, фольклор, народная музыка и музыкальные инструменты, хореография, народная медицина, профессиональная культура.
Для историков, этнологов, культурологов и широкого круга читателей.
Дети и война: Сталинградская битва и жизнь в военном Сталинграде в воспоминаниях жителей города / под ред. М. А. Рыбловой ; Волгоградский гос. ун-т. – Волгоград :
Изд-во РАНХИГС, 2014. – 511 с.
В сборнике представлены воспоминания тех, чье детство пришлось на время Сталинградской битвы, записанные в форме глубинных интервью участниками проекта РГНФ «Дети и война: культура повседневности, механизмы адаптации, стратегии и практики выживания в условиях Великой Отечественной войны». В этих воспоминаниях находит воплощение тема, с трудом поддающаяся беспристрастному анализу, – дети и война. Материалы сборника дают возможность очертить и охарактеризовать именно «территорию детства» в пространстве Великой Отечественной войны в целом и Сталинградской битвы в частности.
Житаев, В. Л. Культурно-просветительская деятельность земства Наровчатского уезда Пензенской губернии : монография / В. Л. Житаев, В. В. Кадакин, А. А. Федотова. – Саранск, 2014. – 147 с.
В книге рассмотрены вопросы становления и развития культурно-просветительской деятельности земства Наровчатского уезда Пензенской губернии во второй половине XIX – начале XX в. Дана характеристика школ, состава педагогических кадров, деятельности школьных, народных, публичных и общественных библиотек, народных чтений и других видов внешкольной работы.
Предназначена специалистам в области истории национальной культуры, а также всем, интересующимся культурно-просветительской деятельностью края.
Костяшов, Ю. В. Повседневность послевоенной деревни: Из истории переселенческих колхозов Калининградской области. 1946–1953 гг. / Ю. В. Костяшов. – М. : РОССПЭН, 2015. – 263 с.
Книга очерков по истории повседневности послевоенной советской деревни основывается на впервые вводимом в научный оборот массовом источнике – протоколах собраний переселенческих колхозов Калининградской области, в которых информация о жизни села сохранилась в виде неотредактированной «прямой речи» современников. Цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать мотивы переселения, особенности внедрения колхозной системы на землях бывшей Восточной Пруссии, выявить стратегии выживания колхозников, охарактеризовать социальные типы и модели поведения, положение женщин в деревне, влияние на колхозное крестьянство официальной идеологии и пропаганды, праздников и ритуалов и т. п.
Издание рассчитано на специалистов-историков, социологов, политологов и всех, кто интересуется историей повседневности советской эпохи.
Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII в. – 1991 г.) : коллективная монография / отв. ред. В. В. Журавлев. – М. : РОССПЭН, 2015. – 783 с.
В коллективной монографии анализируется проблема генезиса идей русского национализма и патриотизма периода с конца XVIII в. до 1917 гг. в государственно-политической жизни Российской империи и русского патриотизма в советской пропаганде 1917–1991 гг. Данная тема не получила должного освещения в отечественной и зарубежной историографии. В настоящее время, в силу происходящих в России социально-политических процессов и в связи с обострением национальных отношений внутри страны, а также в связи с предпринимаемыми государством мерами, направленными на объективное изучение конкретных событий российской и советской истории и на воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, изучение данной проблемы приобретает особую актуальность.
Алексей Толстой: Диалоги со временем / отв. ред. Т. И. Радомская ; ИМЛИ РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2014. – 372 с.
Сборник статей подготовлен в рамках проекта научного собрания сочинений А. Н. Толстого, работа над которым ведется в стенах Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. Именно этим продиктован пристальный интерес авторов труда не только к биографическим и поэтическим аспектам творчества писателя, но и к истории создания его произведений, текстологическим интерпретациям, опытам научного комментария, источниковедческой исследовательской базе.
Издание адресовано специалистам-филологам, а также всем, кто интересуется историей русской литературы XX века и творчеством А. Н. Толстого.
«Верили в Победу свято»: Материалы о Великой Отечественной войне в собраниях Пушкинского Дома / науч. ред. Т. М. Вахитова ; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. – СПб. : Изд-во Пушкинского Дома, 2015. – 379 с.
В настоящем издании собраны уникальные литературно-художественные архивные материалы периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. из фондов Рукописного отдела и Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. В книге впервые публикуются страницы из неизданной ранней повести В. Астафьева, письма и произведения как популярных советских поэтов и писателей военной поры (О. Берггольц, Вс. Рождественского, Вс. Вишневского, В. Саянова, А. Платонова, М. Зощенко и др.), так и воспоминания и дневники менее известных авторов, участвовавших в войне. Книга, посвященная 70-летию Победы над фашистскими оккупантами, раскрывает недоступные прежде ценнейшие материалы Пушкинского Дома. Издание предназначено для литературоведов, историков, студентов гуманитарных вузов.
Воронцова, Г. Н. Роман А. Н. Толстого «Хождение по мукам» (1919–1921). Творческая история и проблемы текстологии / Г. Н. Воронцова ; отв. ред. Н. В. Корниенко ; ИМЛИ РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2014. – 343 с.
Монография посвящена творческой истории написанного в 1919–1921 гг., в эмиграции, романа А. Н. Толстого «Хождение по мукам» и связанным с ней текстологическим проблемам. История создания произведения рассмотрена в широком контексте биографии и творчества писателя.
Издание адресовано специалистам-филологам и всем, кто интересуется историей русской литературы XX.
Горький. Неизвестные страницы истории (материалы и исследования). Вып. 12 / отв. ред. Л. А. Спиридонова ; ИМЛИ РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2014. – 727 с.
Коллективный труд ученых Отдела изучения и издания творчества М. Горького составлен из впервые публикуемых материалов, которые сопровождают вступительные статьи и научный комментарий к текстам. Учитывая потребности времени, авторы выбрали для публикации те материалы, которые более полно освещают трагическую эпоху 1930-х годов и роль М. Горького в ней.
В книге представлены неизвестные воспоминания чекиста И. М. Котенкова, директора издательства «Художественная литература» Н. Н. Накорякова, переписка М. Горького с М. М. Пришвиным, М. Е. Лёвберг, Н. К. Крупской и М. И. и А. И. Ульяновыми, а также малоизученные факты биографии писателя, его встречи и контакты с людьми, имена которых были вычеркнуты из истории.
Живолупова, Н. В. «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского и субжанр «исповеди антигероя» в русской литературе второй половины 19-го – 20-го века : монография / Н. В. Живолупова ; Нижегородский гос. лингвистический ун-т. – Н. Новгород : Дятловы горы, 2015. – 735 с.
В монографии вскрывается природа субжанра «исповеди антигероя», определяются аспекты внутренней формы, устанавливаются предпосылки и закономерности поэтики произведений исследуемого ряда. Определяются эстетические и смысловые параметры возникновения субжанра; исследуются аспекты человеческого бытия, для осмысления которых оказывается востребованной именно эта форма. В монографии анализируются произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, Е. Замятина, В. Набокова и др.
История русской литературы начала XX века : учеб. пособие / Е. А. Жиндеева, Н. В. Карабанова, Н. В. Никерова [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 308 с.
Учебное пособие ориентировано на выработку профессиональных и специальных компетенций, необходимых для успешного освоения учебного плана бакалавриата на филологическом факультете педвуза. Внимание сосредоточено на теоретических и историко-литературных аспектах методологических подходов к изучению образцов литературного процесса в России начала XX в.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов (уровень бакалавриата) и магистрантам, получающим подготовку по направлению «Педагогическое образование», а также учителям литературы, желающим повысить свой профессиональный уровень.
Литературный процесс в Германии на рубеже XIX–XX веков (течения и направления) / отв. ред.: В. Д. Седельник, Т. В. Кудрявцева ; ИМЛИ РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2014. – 494 с.
В труде исследуется проблемно-тематическое и стилевое своеобразие течений и направлений, определявших картину литературного развития Германии на рубеже XIX–XX вв. Малоизученные в отечественном, а нередко и в зарубежном литературоведении явления (реализм, натурализм, импрессионизм, неоромантизм, символизм, югендстиль, областническая литература, неоклассицизм, экспрессионизм, дадаизм) рассматриваются в широком историко-литературном контексте с привлечением сравнительного материала родственных немецкоязычных литератур. Особое внимание уделено важным для указанного периода школам и группам (литература кабаре, рабочая литература), а также другим содержательным элементам литературного поля (массовая литература, литература анархизма). Труд имеет как теоретическое, так и прикладное значение для изучения зарубежных литератур и предназначен для специалистов по истории зарубежной литературы, также для аспирантов и студентов, изучающих германистику.
Скороходов, М. В. Сергей Есенин: Истоки творчества (вопросы научной биографии) / М. В. Скороходов ; отв. ред. Т. К. Савченко ; ИМЛИ РАН. – М. : ИМЛИ РАН, 2014. – 382 с.
В монографии рассматриваются вопросы, связанные с источниками фундаментальных биографических исследований: летописи жизни и творчества (деятельности) и научной биографии. На примере раннего творчества С. А. Есенина показано, что изучение круга чтения, школьных программ, учебников и учебных пособий позволяет проследить истоки поэтического творчества.
Книга адресована историкам русской литературы и всем любителям отечественной поэзии.
Материалы XIV республиканской научно-практической конференции «Наука и инновации в Республике Мордовия» / сост. О. А. Калинина ; Мордов. гос. ун-т. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 493 с.
В сборник включены материалы XIV республиканской научно-практической конференции «Наука и инновации в Республике Мордовия», состоявшейся 7–14 февраля 2014 года.
Предназначен для преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов вузов.
Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии : учебник для студентов учреждений высш. образования / Э. М. Галямова, В. В. Выгонов. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2015. – 176 с.
Учебник готовит студентов к творческой педагогической деятельности в предметной области «Технология». В книге подробно рассматриваются современные педагогические технологии, детально освещаются методы и приемы организации художественной, творческой, конструкторской деятельности, лежащие в основе трудового обучения младших школьников. Подробно описаны приемы работы с различными материалами: бумагой, тканью, пластичными и природными материалами. Даны многочисленные примеры, задания для учащихся.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен учителям начальных классов и средней школы, воспитателям детских садов и родителям.